Царапины, или Развитие общественных пространств

Царапины, или Развитие общественных пространств

В Оренбурге до сих пор многие люди считают, что привлекательность города считается по количеству рабочих мест.

Реальность изменилась довольно быстро. Сегодня в России город можно назвать привлекательным по тому, как он может привлекать или создавать внутри себя человеческий капитал. Поменялась структура рынка труда и экономики.

Вместо офиса люди выбирают кофейни, скверы, набережные и другие интересные места, которые им предоставляет не работодатель, а город. Именно поэтому мы все время говорим о комфортной городской среде. Чем больше у специалиста-профессионала человеческий капитал — тем больше у него запросов к окружающему его пространству. Ему нужно, чтобы оно было удобным.

Оренбург сегодня находится в конкуренции за человека и нужно делать упор именно на развитие общественных пространств.

Подробнее хочу остановиться на кейсе с набережной. Некоторые блогеры из Телеграма с лупой ходят вокруг качелей, пергол и других малых архитектурных форм на нашей набережной и ищут царапины, следы вандализма. Но тут нарушаются закон логики и наше «телеграм-сообщество» делает вывод, «раз трещина в перголе — значит надо ее убирать». Сразу просыпается вечная русская хтонь и тоска по поводу несовершенства инфраструктуры. На этом месте важно вспомнить о термине присвоения общественного пространства городом.

Хорошее общественное пространство должно привлекать людей и делать жизнь лучше для максимально большого числа лиц. В идеальной ситуации хорошее общественное пространство, такое как набережная, должно окупать вложения в себя за счёт увеличения бизнеса и налогов с них или девелоперских проектов вокруг облагороженного места. Это нужно, чтобы банально были деньги на содержание самого объекта и деньги на улучшения следующих мест: вложили в одно, отбили, делаем следующее и так далее.

Универсального рецепта создания идеального общественного пространства не существует, всегда нужно смотреть на контекст места и запросы жителей. Более того, очень часто для создания хорошего места нужно заниматься градостроительством: повышать плотность вокруг места или, наоборот, снижать её. Крупные проекты, такие как оренбургская набережная, создаются и функционируют за счёт городского или областного бюджета, который формируется в основном из налогов.

Исходя из этого мы имеем два вызова: вложения должны приносить пользу обществу и деньги, которые имеют свойство кончаться, обычно их всегда мало. Поэтому при обустройстве такого крупного объекта как набережная, всегда нужно думать, как оно будет работать дальше, и кто заплатит за его содержание в дальнейшем. Например, московский парк Горького, образец и символ расцвета урбанизма десятых годов, полностью себя окупает за счет коммерческих событий в парке.

Из середины двухтысячных вспомним «Национальную деревню» и «парк Фрунзе» так и не ставшие комфортными общественными пространствами для горожан и до сих пор воспринимаемые чиновниками как, дыры в бюджете, а горожанами, как место, куда можно один раз сводить приехавшего из другого города родственника.

Поэтому поцарапанные нашими земляками скамейки на набережной это конечно плохо, но как раз они, а еще увеличение трафика пешеходов на набережной, в том числе молодых горожан — велосипедистов, бегового сообщества, роллеров, экстремалов в скейт-парке, говорят о том, что оренбуржцы присвоили себе набережную и таким образом наш человеческий капитал повысился.

Видится, что на этом нельзя останавливаться, а нужно пойти дальше и вернуть горожанам любимую перспективу на реку и Зауральную рощу — убрав забегаловки с верхней части набережной и наладить работу с адекватным бизнесом (можно попробовать установить фудтраки как в других городах) на нижней ее части. Но для этого нужно сразу два компонента: сильное гражданское общество и политическая воля руководства.


Рубрикатор: #блоги_орен1
Автор: Виктор Богданов
Иллюстрация: Ольга Нагорная «Старый мост через Урал»
Редактор: Нурия Инюцина
 

...

  • 0

Популярное

Последние новости