О бедном сектанте замолвите слово…

О бедном сектанте замолвите слово…

 Чем знаменит Оренбург? В одном из разговоров как-то прозвучала версия — педофилами и сектами. Ну а в последнее время еще и «сектой педофилов»… Но обсуждать внезапно прославившего нашу малую родину Вячеслава Веснина мы сейчас не будем, о нем и так уже понаписано немало, о нем, равно как и о проблеме педофилов и педофилофобов, кипят ожесточенные дискуссии в интернете и на телеэкранах уже не первый год. Я, если позволите, о другом, о сектах как таковых…

Слово «секта» — пожалуй, один из главных информационных жупелов для всех россиян, и для оренбуржцев в частности. Похлеще пресловутых «педофилов». При этом мало кто задумывается о том, что же такое «секта», каковы ее отличительные признаки, и так ли страшна априори любая «секта», как ее малюют. Ну а мы, напротив, попробуем в этом разобраться.

Словарь Даля определяет секту как «братство, принявшее своё, отдельное ученье о вере; согласие, толк, раскол или ересь». Примерно о том же нам говорят словари Ушакова и Ожегова: «секта — религиозное объединение, отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее». Уже на этом месте давайте остановимся и хорошенько задумаемся: есть ли что-то плохое в том, что некие люди приняли свое учение о вере, отличное от других? Думаю, все согласятся, что в светском государстве, каковым является Россия, это вообще никого не должно волновать. А если кто-то засомневается, обратим его внимание на текст статьи 28 Конституции РФ:

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Думается мне, из этой краткой, но емкой формулировки основного закона страны достаточно ясно следует, что каждый имеет полное право свободно «принять свое учение о вере», как единолично, так и в компании единомышленников.

Но это еще не все. Обратим внимание, что как в словарных определениях, так и в определениях православных сектоведов акцентируется внимание на том, что секта — это некое религиозное объединение, выделившееся из другого, более крупного/традиционного/господствующего (нужное подчеркнуть). Здесь следует сказать, что такое классическое определение далеко не всегда можно хоть как-то соотнести с теми организациями, на которые привычно лепят ярлык секты. Вот скажите мне, от какой «господствующей церкви» откололись, к примеру, сайентологи?

В то же время, под стереотипное определение секты идеально подходят православие и католицизм, одновременно расколовшие единое до поры до времени сообщество христиан в 1054 году. Стоит отметить еще и то, что сами христиане в первую пору своего существования не стеснялись называть себя сектой. Именно сектой называет последователей Христа известнейший раннехристианский апологет Тертуллиан в полемике с языческими авторами.

Но вернемся в нашу эпоху. Многие из нас слышат о сектах едва ли не каждый день. Причем под этим ярлыком может скрываться все что угодно — от сетевого маркетинга до одной из крупнейших в мире христианских церквей. Да-да, это полная дикость для цивилизованного мира, но в России сектой могут назвать, к примеру, баптистов (почти 42,5 миллионов (!) верующих по всему миру) или адвентистов (почти 18 миллионов верующих). При этом органы власти в России гораздо разборчивее простых граждан. Представители крупных протестантских деноминаций, попадающих под обывательский ярлык «секты», входят в общественные советы, эффективно взаимодействуют с органами власти и общественными объединениями.

Откуда же взялась в нашем обществе пресловутая «сектофобия»? Она берет свое начало в эпохе Российской Империи, когда государство признавало имеющими право на существование немногочисленные официально признанные конфессии, а прочие клеймило имевшим тогда непосредственное юридическое содержание термином «секты», которые, к тому же, подразделялись «вреднейшие», «вредные» и «менее вредные». Оренбургская губерния, населенная разноплеменным и вольнолюбивым людом, служила одним из полигонов антисектантской борьбы. Желающих обратиться к истории отсылаю к «Оренбургским епархиальным ведомостям», которые можно полистать в библиотеке им. Крупской.

Современное российское законодательство в соответствии с закрепленной в Конституции свободой вероисповедания не содержит запрета на «неправильные» с чьей-либо точки зрения религии. Иными словами, в том, чтобы быть сектантом, нет ничего противозаконного. Государству, по большому счету, все равно, кто какую религию исповедует, и именно такой принцип должен лежат в основе цивилизованных отношений в обществе. Другое дело, что любая организация, посягающая на неотъемлемые права человека или повинная в разжигании розни, будь то национальной, расовой или религиозной, неизменно окажется в поле зрения правоохранительных органов. Однако, на практике такие случаи имеют место гораздо реже, чем в воспаленных фантазиях сектоборцев.

Своего рода архетипической сектой, эталонным образцом сектантства в глазах общества зачастую выступает организация, известная как «Свидетели Иеговы». Кому из оренбуржцев не доводилось видеть у дверей своей квартиры людей с брошюрами, желающих пообщаться на тему конца света? Ничего сугубо экзотического в вероучении «Свидетелей» нет, по сути — это очередная весьма субъективная версия того, что же на самом деле представляло собой раннее христианство. Гораздо больше внимания привлекают несвойственные другим направлениям христианства дисциплинарные требования к членам общин — разлучение с семьями, запрет отмечать светские праздники, включая дни рождения, и, самое главное — запрет переливания крови, выводимый «свидетелями» из библейского запрета «вкушать кровь». Не отличаются адепты «Сторожевой башни» и терпимым отношением к другим религиям. Поэтому они неоднократно становились фигурантами уголовных дел по 282 статье УК РФ (да-да, той самой, что про «разжигание ненависти»). В оренбургских и федеральных СМИ широко освещалось возбуждение уголовного дела в областном центре в отношении нескольких «свидетелей» в мае 2012 года. Как удалось выяснить, это дело было прекращено в связи с истечением срока давности в мае текущего года. Обращу ваше внимание еще и на то, что в преступлении обвинялись отдельные члены организации, а не сама «секта».

Вот и все. По информации из компетентных источников, больше ни одна из зарегистрированных религиозных организаций в Оренбуржье не попадала в поле зрения правоохранительных органов. Ну а Веснин? Думаю, все согласятся, что адепты порно-самосовершенствования едва ли могут стоять в одном ряду с людьми, раздающими Библии и брошюрки о конце света. Какими бы абсурдными эти брошюрки ни казались.

Наш регион издавна славился мирным сосуществованием разных народов и религий. Православные, католики, протестанты, мусульмане, иудеи и прочие религиозные общины, вплоть до самых экзотических, вроде христоверов, субботников и кулугуров, всегда жили у нас в мире. Так может, не стоит разрушать этот мир черносотенным сектоборством и пугать детей теми, кто обладает иным взглядом на мироздание, пусть даже он кажется вам странным и абсурдным? Куда лучше обратить внимание не на мнимые «секты», а на вполне осязаемые «финансовые пирамиды», которым верят куда больше обывателей, чем той же «Сторожевой башне»…

...

  • 0

Популярное

Последние новости