Оренбургский Бульвар Капуцинов
У каждого из нас есть иллюзии, с которыми нужно когда-нибудь расстаться.
Вот у областного правительства тоже множество иллюзий, и одна из них называется — «Оренбуржье — туристический кластер». Эта иллюзия кочует от губернатора к губернатору, сменила уже трех, а все — молодая и горячая невеста. Помогает выделять деньги в бюджетах и составлять бравурные отчеты. На моей памяти уже 25 лет как минимум мы эту невесту выдаем замуж, веря в ее брачные потенциалы. А она, меж тем, прямо по Тиму Бёртону, — мёртвая.
Нужно признать, что Оренбуржье никогда, никогда, с горизонтом в сотню лет точно, не станет туристической меккой. Даже если здесь будет миллиарднодолларовая инфраструктура и рай, растворенный в молоке.
Здесь нечего смотреть. Отриньте квасной патриотизм и признайте это. Нечего.
Бузулукский бор? Да ладно, там скоро будут добывать нефть, а местная элита давно обустроила всю инфраструктуру под себя в виде коттеджей и полузаконно захваченных участков.
Гора Верблюд? Много часов тряски по дорогам, 10 минут интереса, 3 фото, быстрая пошлая надпись украдкой угольком, все. Вы ради этого сюда поедете?
Степи? Ну да, проехать по трассе, полюбоваться и забыть.
Горные лыжи в Кувандыке? Ага, не зря все местные ездят в Банное.
Пуховый платок? Только если из него сделают сексуальное белье и все оренбургские девушки будут ходить исключительно в нем, что с небольшой вероятностью привлечет массовый интерес, потому что по-прежнему есть Таиланд и Куба.
Соленые озера? Мусор вокруг них будут выгребать дольше, чем понадобиться для строительства доступных SPA-центров по всей стране или появления новых соленых провалов.
Не будет здесь туристического потока. Забудьте. Только жиденькие струйки из соседних регионов — для дешевизны и от скуки на уикенд.
А еще потому у нас не будет туристов, потому что мы уже несколько лет как вступили в эру мультимедийного существования. Зачем ездить куда-то? Можно посмотреть в интернете. Ощутить всю глубину уныния и понять, что сюда ехать не нужно.
Поэтому остается только одно.
Продавать наш ресурс оренбургской красоты удаленно. Мультимедийно. И так массово, как никакому туристическому кластеру не снилось. Как?
А это еще Ленин подсказал.
А вот кино — как раз та иллюзия, с которой нам нужно встретиться и зажить дружно.
Кино помогает нам жить в других мирах, дает возможность побывать кем угодно и где угодно. И Оренбуржье — идеальное место для конструирования любой реальности, в которую мы пригласим зрителя — кинотуриста.
Не обязательно туристу ехать к нам. Мы можем придти к нему в дом и взять с него за это деньги. И кино — наилучшее для этого средство.
Кинематограф — самая популярная, признанная и массовая форма искусства. В отличие от всех остальных видов искусства кинематограф давно стал целым явлением общественной жизни, индустрией и универсальным, всепроникающим средством коммуникации. Кинематограф – наиболее эффективное средство позиционирования, способное затронуть любые целевые аудитории, независимо от возрастных, национальных, половых и иных различий, причем не на региональном, а на федеральном и даже мировом уровне.
У Оренбургской области есть все необходимое для того, чтобы стать одним из российских и даже мировых кинематографических центров. Вот без шуток.
Я так и вижу вместо букв «Росгосстрах» и «Интерьер» на холмах к западу от Оренбурга, или вместо букв «Долина» на холме к востоку от Оренбурга, буквы «ORENWOOD».
Должен сказать, что одним из первых, кто загорелся этой идеей, стал Игорь Юрченко, бывший сотрудник ТК «Регион». Поначалу он казался слегка сумасшедшим, но его энтузиазм заразил многих людей. И он уже снимает кино в Оренбурге.
Я уже рассказывал об этой идее двум вице-губернаторам. И, как мне показалось, я даже сумел их заразить этой киночумой. Во всяком случае, одному из кинопроектов впоследствии даже дали денег, а теперь планируют финансировать еще один. Собственно, этот текст родился на основе записки для правительства области.
Ну, а теперь серьезно. Почему идея «Оренбуржье — центр кинопроизводства» — возможна?
У Оренбуржья есть неплохой кинематографический бэкграунд и потрясающе талантливые кадры. Оренбург и Оренбургская область неразрывно связаны с именами многих российских кинематографистов:
● Алексей Саморядов – писатель, сценарист. Родился и жил в Оренбурге. По его сценариям снято восемь полнометражных художественных фильмов, в том числе: «Дюба-дюба» (1992 год, реж. Александр Хван), «Лимита» (1994 год, реж. Денис Евстигнеев), «Дикое поле» (2008 год, реж. Михаил Колатозишвили). Причем действие фильма «Дюба-дюба» происходит в г. Оренбурге, и фильм изначально планировалось снимать именно в г. Оренбурге. А. Саморядов по признанию критиков и киноведов — один из талантливейших сценаристов 90-х годов, к сожалению, рано ушедший из жизни.
● В 2005 г. в г. Новотроицке Оренбургской области, режиссер Станислав Говорухин снимает художественный фильм «Не хлебом единым», который становится лауреатом нескольких российских и международных кинофестивалей.
● Съёмки двух фильмов известного российского режиссера Александра Прошкина «Русский бунт» (1999 г.) и «Трио: жаркое лето 99-го» (2003 г.) проходили в г. Оренбурге и Оренбургской области, участие в съемках принимали в том числе и оренбургские актеры.
● “Иван Бровкин на целине” (1959 г.) — классика советского кинематографа, снимался в совхозе “Комсомольский” на целинных землях Восточного Оренбуржья.
● Несколько серий 3-го сезона телесериала «Дальнобойщики» проходили в Оренбургской области.
● Множество уроженцев Оренбуржья и сегодня являются заметными деятелями в сфере кино- и телепроизводства: писатель, сценарист и драматург Фарид Нагимов (лауреат литературных премий, спектакли по его пьесам идут во многих театрах Европы), сценарист Андрей Лариков (соавтор сценариев сериалов «Пятницкий», «Карпов», «Страна 03» и др.), актеры Алексей Локтев, Вадим Колганов, Лариса Гузеева, Георгий Мартынюк, Анатолий, Илья и Филипп Бледные, Ольга Остроумова, Виктор Борцов, Леонид Броневой, Сергей Бадюк, режиссер Юрий Однопозов, продюсеры Юлия Буфина и Вера Михалева, мультипликатор Соня Кендель (стала в 2012 году лауреатом Национальной премии критики и кинопрессы «Белый Слон», а ее дипломная работа «Пишто уезжает» признана Российской Гильдией киноведов и кинокритиков лучшим отечественным анимационным фильмом 2012 года) и многие другие.
Идея заключается в том, что Оренбуржье обладает богатейшим набором возможностей для кинопроизводства. Это, в частности:
● ландшафтное, природное и климатическое разнообразие, транспортная и иная инфраструктура. В радиусе всего около 300 км. вокруг Оренбурга можно найти любую яркую типовую натуру для киносъемок — городские и сельские ландшафты, промзоны, бескрайние степные просторы для красивых авиасъемок, холмы и горы, скалы, лесные чащи (Бузулукский бор), водные объекты (реки, Ириклинское водохранилище и т.п.);
● резко-континентальный климат Оренбуржья также предоставляет полный набор погодных состояний от снежной зимы до жаркого лета;
● немаловажный фактор для кинопроизводства — большое количество солнечных дней в году (известно, что в свое время гагаринское летное училище было перебазировано в Оренбург из Подмосковья только по этому соображению) (кинопроизводство в США переехало из Нью-Йорка в Голливуд в 1911 году по той же причине);
● возможности экономии на затратах, поскольку технический персонал, транспорт, строительство, аренда помещений, снабжение и многое другое для киногруппы обойдется в Оренбуржье значительно дешевле, чем во многих центральных регионах России;
● непосредственно в Оренбурге можно найти специалистов во всех областях кинопроизводства, от актеров и звукооператоров до видеоинженеров и мастеров компьютерной графики, а также оборудование;
● в регионе создана крупная сеть кинотеатров и мультиплексов, что предоставляет широкие прокатные возможности именно для оренбургских фильмов;
● отдельные широчайшие возможности предоставлены в Оренбуржье для неигрового, документального кино. Это и исторические факты, связанные с регионом, исторические персоналии, памятники природы, архитектуры, национальное многообразие и многое другое.
Конечно, конкурировать с крупными киноцентрами, такими как “Мосфильм”, “Ленфильм”, Свердловская киностудия (а теперь еще и с ялтинской киностудией и, кто знает, одесской), существующими многие десятилетия, в полной мере не представляется возможным. Для этого необходимо особое позиционирование в киноиндустрии, определение уникальной ниши.