Скучный город

Скучный город

Не так давно довелось в очередной раз пройтись по главной улице города Оренбурга. Дело было к вечеру, но еще светло. И что же наличествовало на Советской? А ничего. Толпы бесцельно шатающихся молодых людей, которым АБСОЛЮТНО некуда себя деть. Примерно такая же картина в так называемых «зонах отдыха», то есть парках и скверах. Нет, там, конечно, хорошо ребятишкам – аттракционы, качели-карусели всякие. Правда, не все родители могут себе позволить по полной ублажить дитятю: цены там кусаются и даже очень. Как сказала одна мамаша – их семья из трех человек, гуляя в парке, может позволить себе не больше двух аттракционов и по одному мороженому. Конечно, люди богатые могут позволить себе гораздо больше, но, уверяю вас, они в городских парках не гуляют.

Но вернемся на главную ПЕШЕХОДНУЮ улицу города. Она в полной мере оправдывает это название: именно пешеходная, и никакая другая. Только ходить пешком и пить пиво. Где же все остальные признаки подобных зон отдыха?

Обратимся к примерам других городов. Итак, городская скульптура. Вот уже лет восемь я пытаюсь понять, почему улицу не украшают столь приятные глазу скульптурные композиции, коих в избытке на улицах Нижнего Новгорода, Казани, Перми, Челябинска? Такого рода скульптуры в основном изображают героев прошедших эпох в их наиболее колоритном воплощении. Это может быть городовой из начала ХХ века, фотограф, мальчишка-чистильщик обуви, гувернантка с детьми, влюбленная парочка, почтальон на велосипеде и прочие симпатичные персонажи.

И обязательно должна быть фигура, которая выполняет желания, если потереть какую-либо её часть. В Нижнем - это коза, рога которой уже золотятся от постоянных прикосновений. Кстати, а почему это коза и в Нижнем Новгороде? Где наша оренбургская козочка? В Перми –это нос таёжного медведя и указательный палец одного из персонажей гайдаевской троицы –Трус, Балбес, Бывалый, в Казани –трость Шаляпина (правда это не городская скульптура, а памятник, но очень красивый!). Перечислять можно очень долго.

Правда, однажды некий чиновник средней руки задал мне встречный вопрос: а почему это мы должны увековечивать персонажей, не имеющих к нашему городу никакого отношения? (Это он имел в виду знаменитую комедийную троицу). Что, кто-то из них родился у нас или ещё чем связан? Да нет же! И в Перми никто из них тоже не родился. А стоят они на площади перед кинотеатром как символ славы отечественного кино. И это правильно, не терминатора или Гарри Поттера туда ставить.

Но в той же Перми среди городской скульптуры много и символических фигур, связанных с историей и мифологией родного края. Например, прикольная скульптура – «Пермяк-солёные уши». А в Челябинске – Данила-мастер с Хозяйкой Медной горы в образе змейки – персонаж всеми любимых сказов Бажова.

И, чтобы уж совсем приблизиться к родной почве, заглянем в Орск. После начала эксплуатации отреставрированного здания драматического театра площадь перед ним не просто преобразилась, а начала жить особой жизнью. В первую очередь я имею в виду именно городскую скульптуру. Прекрасно, что перед входом на лавочке сидит юный Пушкин с гусиным пером, явно находящийся в творческом порыве. А кто же еще - ведь театр в Орске носит имя великого поэта.

Но этим устроители скульптурного карнавала не ограничились. Дальше по аллее мы видим грустного шарманщика и стильного саксофониста. Кстати – а почему в областном центре, где уже более 20 лет проводится международный джазовый фестиваль «Евразия», нет никаких вещественных напоминаний об этом ярчайшем событии в культурной жизни города? Почему Саксофонист (Трубач, Контрабасист, Барабанщик, etс.) не стоят в сквере у областной филармонии? Им бы там было самое место!

Но Орск не остановился на достигнутом, на днях там открылся памятник Орскому пирожку. Кто был в столице восточного Оренбуржья и пробовал НАСТОЯЩИЙ пирожок с ливером, тот знает, что вкуснее нет ничего на свете. И ныне бронзовая веселая бабулька с пирожками радует глаз честного народа.

А что же в Оренбурге? Да практически ничего. Где наша народная героиня Маша Миронова, капитанская дочка, со своим возлюбленным Петрушей Гриневым? Где памятник оренбургской пуховязальщице? А то кричать везде о том, что оренбургский платок – есть гордость и слава нашего края – это мы горазды, а увековечить труд этих славных женщин – слабо?!

В Оренбурге же мы пока можем порадоваться собачке около драмтеатра, скульптура же первой учительнице загнана в такой угол, что найти – надо постараться. Ну, ещё Ученый Кот (с которого быстренько сорвали очки). Про якобы «сарматского» оленя даже говорить не хочу – настолько это убого.

Единственное, что сдвинулось сейчас с мертвой точки – установка памятных мемориальных досок выдающимся деятелям культуры, которая, впрочем, происходит исключительно благодаря самоотверженности руководителей благотворительного фонда «Евразия» И. Храмова и Р. Галимова. Ровно год на здании бывшей 30-й школы красуется доска памяти замечательного артиста, нашего земляка Г.Я Мартынюка. Память еще одного знаменитого актера Виктора Борцова увековечена на жилом доме по улице Кирова. На областном театре кукол – необычная по художественному решению доска памяти выдающегося театрального деятеля Оренбуржья О.Е. Милохина. На убогом домишке (жил тут, что делать) по улице Ленинской мы можем лицезреть доску в форме круга, посвященную последнему гиганту Серебряного века, художнику Сергею Калмыкову.

И по инициативе той же «Евразии» около здания цирка стоит скульптура выдающегося циркового борца Самсона. А вот с памятником нашему земляку, герою-антифашисту А. Шморелю ничего пока не выходит. Опущены забрала у наших чиновников, не хотят их глаза видеть очевидного - и что герой настоящий, более того причисленный Православной церковью к лику святых великомучеников – и придумываются всякие причины, чтобы отказать. Зато памятников деятелям революции, у которых руки по локоть в крови невинных жертв, у нас понаставили более чем достаточно.

…Ладно, городская скульптура оживляет скучный город, однако всё ж не веселит. Несколько лет назад я впрямую спросила у главы города Юрия Мищерякова: почему в Оренбурге нет улицы художников. Имею в виду места, где художники могли бы прямо на улице радовать жителей своим профессиональным мастерством, рисуя пейзажи или, что пользуется во всем мире огромным спросом, моментальные портреты.

Там же могли бы разместиться торговые площадки, где за разумную цену (это важно, ибо цены на картины в художественном салоне вряд ли можно назвать разумными!) художник мог бы продать картину любителю живописи. Такие художественные базары существуют во многих российских городах и пользуются там большой популярностью. Я уже молчу про так презираемую теперь уже многими Европу, где подобные места являются туристической достопримечательностью.

У нас сейчас модно винить во всем западных соседей, дескать, во всех бедах, происходящих ныне на Руси, включая сокращения пенсий и повышения цен на сугубо российский продукт - гречку, виноваты англичане с французами. А лукавые чиновники с депутатами тем временем придумывают для народа новые бедствия, не забывая при этом указать на виновника из-за бугра.

Так вот, на вопрос «почему у нас нет улицы художников» был получен благожелательный ответ: да пожалуйста, хоть сейчас, только они (художники) сами не хотят! Поверим руководителю, но проверим его слова словами самих художников. Кстати, Оренбургское отделение Союза художников России – одно из самых ярких и интересных по творческому составу. Имена ярчайших талантов можно перечислять долго, и всё время будешь бояться кого-нибудь пропустить.

Поэтому, приводя мнение мастеров кисти, я не буду указывать их фамилии – они сами просили об этом. Чего именно опасаются маститые художники – гадать не берусь.

Известный художник:

– Разговоры о создании «Оренбургского Арбата» начались еще в годы перестройки. Тогдашний мэр Донковцев был не против. Потом открыли выставочный зал на Краснознаменной. Там организовывались выставки самые разные, в том числе и молодых художников. Места вроде всем хватает. Что же касается уличной продажи… Вы хоть представляете, сколько нужно пройти инстанций, чтобы всё это разрешить?! Про другие города – знаю, видел сам, но в нашем… Уж больно много бюрократов от культуры, которые привыкли жить тихо в смоем болоте, а тут – слишком много хлопот. И потом, как они сами говорят, а вдруг там что-нибудь противозаконное будет, а отвечать кому?»

Начинающий художник:

– Да ничего у нас в Оренбурге не будет. Все же трясутся за свою задницу. Как бы чего не вышло! У нас море талантливых ребят и девчонок, но ходу им нет никакого. Потому приходится уезжать. Здесь ловить нечего.

На мой взгляд, достаточно объективно нарисована сводная картина состояния свободы творчества в нашем городе. То есть полное её (свободы) отсутствие. А ещё один уважаемый человек так сказал: «В Оренбурге присутствуют самые разные художественные школы. И всем хватает места. Дополнительные проблемы нам ни к чему. Времена Малевичей и Татлиных давно кончились. Революционеры в живописи больше не нужны. У нас каждое течение имеет свою дорожку, и идет по ней, никому не мешая. А свобода всегда может выродиться в анархию… Вам это надо?»

No comment.

Вот город по-прежнему и остается скучным и серым, какие бы яркие цветочные клумбы не украшали его улицы. Летом на Советской некуда укрыться от палящего солнца, уличных кафе нет и в помине, потому что это «не соответствует городскому законодательству», «они будет нарушать санитарные нормы в городе» – так считают городские власти. И потом – «совсем нет места в центре города под уличные кафе»...

А вы поищите! И кто мне скажет, на кой в центре так много огромных торговых центров, в которых покупателей практически нет, а есть скучающие продавцы. Им тоже не с чего больно уж веселиться.

...

  • 0

Популярное

Последние новости