Эксперименты на людях, или Почему законотворцы не хотят дать народу право выбора

Эксперименты на людях, или Почему законотворцы не хотят дать народу право выбора

 Дождались! Спустя довольно продолжительное время наконец-то решился вопрос о выборах мэра в Оренбурге. Конечно, областные депутаты не ставили вопрос именно об избрании главы одного города, они определяли избирательную систему в целом, правда, пока только в первом чтении. Но как эта система будет применяться на практике, принято рассматривать именно на примере областного центра.

Итак, разрешите вас поздравить – прямых выборов главы не будет! Несмотря на все заверения многоуважаемого Юрия Мищерякова и большей части горсовета, периодически говоривших о том, что народу нужно самому решать, кто будет управлять городом. Несмотря на выступления представителей областной фракции правящей партии, которые, хоть и не так часто, но тоже признавали, что так будет лучше. В конце концов, вопреки выступлениям президента, который в обращении к Совету Федерации в конце прошлого года очень много времени уделил именно системе местного самоуправления (МСУ) и ее роли, а также возвращению прямых выборов на уровне МСУ.

Народ не будет выбирать мэров.

Поправки в федеральный закон №131 «О местном самоуправлении» оставляли некоторую «вилку» в этом вопросе. Один из вариантов – прямые выборы главы и прямые выборы депутатов горсовета. Второй – прямые выборы депутатов городских округов (на которые еще предстояло разбить город), из числа которых потом сами депутаты назначат главу города. В этом случае сохраняется институт сити-менеджера. Идеальным с точки зрения участия народа в формировании всех уровней органов МСУ был именно первый вариант. Однако на вчерашнем заседании областные парламентарии решили «допустить» простых смертных только до выборов депутатов. А уже эти народные избранники из своего числа выберут того, кто встанет у руля муниципалитета. Это для городов и городских округов.

Гораздо сложнее выглядит система формирования органов МСУ в районах. Там жители голосуют за депутатов сельсоветов, которые также из своего числа потом выбирают главу сельсовета. Чтобы понять, как дальше идет формирование вертикали власти в районе, нужно изрядно напрячь мозг.

Совет депутатов района, в составе которого 14 и менее муниципальных образований, формируется из глав поселений и депутатов-представителей этих МО. Если больше 14-ти,  то прямыми выборами. То есть, выбираются депутаты сельсоветов (прямыми выборами), затем из их числа — главы сельсоветов (голосуют только депутаты). Из этих же депутатов и глав потом формируется райсовет по представительскому принципу с учетом численности населения тех МО, которые они будут представлять.

Всего в области семь районов, который подпадают под эту мудреную систему формирования органов МСУ. Вразумительного ответа на вопрос, зачем такие сложности, на самом заседании дать никто не смог. Но на днях в радиоэфире представитель компартии Максим Амелин все же приподнял завесу таинственности над заседанием профильного комитета, который сейчас возглавляет Александр Куниловский, где этот вопрос был задан разработчикам. Как оказалось, оппозиции ответили, что с удовольствием применили бы эту систему во всех поселениях, но в некоторых из них слишком много муниципалитетов, поэтому формирование там райсовета по представительному типу привело к появлению довольно больших по численности депутатских корпусов.

Еще один вопрос, который задали оппозиционеры уже на самом заседании, для чего вообще менять систему выборов? «Если вариант предусмотрен законом, он имеет полное право на жизнь, так почему бы не попробовать его на оренбургской земле?», — примерно таким был ответ Александра Куниловского. «Лучше бы вы поэкспериментировали с отменой ряда надбавок за госслужбу и пенсионными выплатами депутатам», — тут же парировал Владимир Фролов.

Но в противовес этому одной из причин принятия новой схемы формирования органов МСУ называют именно денежную экономию. Мол, выборов будет проводиться меньше, и деньги на их проведение останутся в муниципальной казне. При этом уважаемые парламентарии забывают упомянуть, что в итоге они автоматически практически вдвое увеличивают чиновничий штат в каждом сельсовете, обязав их избирать главу сельсовета, райсовета, мэра и тут же по конкурсу назначать главу администрации.

Сам Александр Куниловский уже не раз открыто говорил о том, что сегодня народ не желает участвовать в политике, ему все равно, кто им руководит. Косвенно это подтверждает и низкая явка избирателей на выборах (за исключением губернаторских и президентских). Зато областной власти с главами работать, давать им деньги и спрашивать отчеты. Потому якобы и логично – кто «девушку ужинает, тот ее и танцует». Кроме того, чтобы организовать легитимные прямые выборы, нужно, чтобы на политической арене была конкуренция. Но сегодня в том же Оренбурге сложно представить, что реальная борьба за кресло мэра при прямых выборах развернется между несколькими кандидатами. Против авторитета Юрия Мищерякова сегодня может выступить разве что Евгений Арапов, у которого, к слову, рейтинги не так уж и высоки. Поэтому даже эта битва отчасти будет номинальной. Скамейки запасных в оренбургской политике всех уровней, к сожалению, пусты.

И все же – повод ли это отказываться от прямых выборов? Правильно ли играть по принципу «нет политики – не нужны всенародные выборы»? Или их отмена приведет к гибели последних ростков гражданской ответственности, которые еще сохранились в некоторых из нас? Ответы, вероятно, есть у разработчиков законопроекта. Хотя не факт…

...

  • 0

Популярное

Последние новости