За что сражались казаки?

За что сражались казаки?

 Оренбуржцы часто слышат о казаках. СМИ то и дело рапортуют о «благих делах» современного казачества. То концерт организуют, то крестный ход, то мусор уберут, то лекцию прочитают о пожарной безопасности. Такой информационный фон формирует у населения в лучшем случае ироничное отношение к казачеству. Складывается впечатление, что мы имеем дело со своеобразным клубом ролевиков-тимуровцев, почему-то на самом высоком уровне поддерживаемым государством. У нас ведь даже вице-губернатор по делам казачества был! А вот по делам филателистов, толкиенистов и анимешников почему-то до сих пор отсутствует…

Участие современных казаков в политике, увы, их не красит. Говорят, в 1990-е годы оренбургские казаки делились на «белых» и «красных». Спустя 20 лет все цвета перемешались. До каких бездн абсурда только не доводит это всесмешение! В эпоху «белоленточных» протестов я своими глазами наблюдал, как на митинге у памятника «маленькому Ленину» прямо под фигурой вождя мирового пролетариата стояли казаки со знаменами КПРФ и листали книгу под названием…. «Оренбургские казаки в борьбе с большевиками»! Там же раздавали казачью газету, в которой был вложен номер «Оренбургской правды» с интервью очередного атамана под заголовком «Мне, казаку, все дала советская власть». Если это не шизофрения, то что?

Весь этот бред можно было бы со спокойной совестью игнорировать, если бы любители нагаек, ролевых игр и кумачовых знамен не прикрывались именем и символикой моих предков, оренбургских казаков, по-настоящему вольных людей, никогда не бывших ни клоунами, ни холопами.

В самом центре Оренбурга на здании бывшей гостиницы «Центральная» красуется мемориальная доска войсковому атаману Александру Ильичу Дутову. История этой доски достойна даже не отдельной статьи, а целого детективного романа с загадочным исчезновением, поисками и скандалами. Сколько было дебатов, сюжетов в СМИ, комсомольских истерик!… Но я сейчас не об этом.

Фигура Александра Ильича явно недооценена и недопонята даже его нынешними «сторонниками». Изрядная часть «необелогвардейцев» живет не подлинной историей, а мифами о Белой Гвардии, сформированными кинематографом эпохи позднего Брежнева. Если спросить этих людей, за что боролись Дутов и казаки Оренбуржья, вполне вероятно услышать замшелые клише вроде «За Веру, Царя и Отечество!». Но сражались ли казаки за монархию и за старый режим? Дадим слово самому атаману Дутову.

«Казаков упрекают в приверженности к монархии и корят тем, что бывшие цари милостивы были к казачеству. Да, милость эта очень ясно показывалась назначением атаманов казакам в лице Таубе, Граббе и друг[их] известных лиц. Ныне казачество имеет своих выборных атаманов. Монархи требовали от казачества колоссальных денежных затрат по отбыванию воинской повинности. Казаки должны были выходить «конно, людно и оружно», да еще за свой кошт – это ли не милость? У Оренбургцев – отнята Магнитная гора, у Енисейцев – земли, Уссурийцев – поселили на камнях и болотах, Терцам и Кубанцам наложили всякие запреты на нефть, Дону в свое время переселили столько крестьян, что задавили казачество. У Забайкальцев для поселенцев отобрали лишние куски земли, у Амурцев – тоже. Вот какие дары казачество получало от своих государей. Все военные законы о льготах и денежных пособиях, если касались казаков, то после долгих хлопот или с ограничениями, даже командный состав в большинстве был не казачий – ибо не доверяли. Вот как казаки были любимы. Нет, за такие вольности и права споров не будет. Пусть за старый строй идет кто-либо другой, а казачеству он достаточно известен, и любви к нему не было, да и никогда не будет. Если казаки не республиканцы чистой воды, тогда ищите в мире других таких. Казачество вольное, свободное, строго разумное, будет верно своим историческим традициям, и его с пути не собьешь». (из статьи А.И. Дутова «Позиция казачества»).

К сожалению, чтобы не раздувать объем моей скромной заметки, пришлось сократить цитату, исключив из нее рассуждения Дутова о казаках как подлинных социалистах и подлинных демократах. Но, тешу себя надеждой, что и приведенного хватило, чтобы разорвать пару шаблонов.

Стоит отдельно сказать и об отношении казаков к территориальному устройству России. Существуют два противоположных мифа — о великодержавности и о сепаратизме. На самом деле, как ни провокационно это звучит в нынешних обстоятельствах, казаки боролись за федерализацию России. Те, кто обвиняет казаков в сепаратизме, просто не знают, что федерализм — это не развал государства, а, по сути, единственный способ справедливого и добровольного удержания в составе одной страны столь различных между собой территорий, из которых состоит Россия. Федерализм — основа, на которой построены сильнейшие государства мира, такие как ФРГ и США. Атаман Дутов был последовательным федералистом и в теории, и на практике.

«Я люблю Россию, в частности свой оренбургский край, в этом вся моя платформа. К автономии областей отношусь положительно, и сам я большой областник. Партийной борьбы не признавал и не признаю». (из интервью А.И. Дутова Сибирскому телеграфному агентству).

Напоследок коснусь еще одного вопроса. А именно, вопроса национального, который служит подчас поводом для самых серьезных расколов в обществе и оправдания преступлений. Увы, среди современных казаков и просто почитателей казачьей старины нередко можно встретить шовинистические настроения. Поэтому считаю своим долгом напомнить, что для атамана Дутова и оренбургского казачества национальный шовинизм был не только чужд, но и враждебен. Прекрасно понимая специфику региона, Дутов с уважением относился к национальному самоопределению всех населявших его народов. Атаман боролся со всеми проявлениями национального шовинизма, причем как с русофобией казахских и башкирских националистов, так и с антисемитизмом русского и казачьего населения.

«Мы боремся за свободу веры, — чтобы катаржанин-коммунист не издевался ни над Евангелием, ни над Кораном, ни над священником, ни над муллой» (из казачьей листовки 1918 года).

Оренбургские казаки начала XX века боролись за демократию, федерализм и межнациональный мир в регионе. Боролись не на словах, а на деле, проливая свою кровь в борьбе с узурпаторами. Какова цель существования современного казачества в Оренбуржье? Вопрос, увы риторический…

...

  • 0

Популярное

Последние новости