18.02.2016 / 19:01

Оренбургский аэропорт: перезагрузка

"... во главу было поставлено давно ожидаемое расширение сферы деятельности предприятия"

 

Сказалась ли экономическая ситуация в стране, или частое, не всегда коммерчески оправданное слияние, размежевание и ликвидация авиакомпаний, передел ли в стане собственников… Но так или иначе, а развитие местных и региональных линий в регионе в определенный момент прекратилось. Даже те, что имелись, стали ужиматься. При этом надобность в перемещениях у людей – внутри Приволжского округа, в частности, – никуда не пропала.

С учетом того, что жителям Оренбургской области (да и всех остальных) необходимо летать по востребованным маршрутам, к 2012 году в ПФО появляется проект по социально значимым перевозкам и взятию в лизинг воздушных судов. Ведомство Михаила Бабича разработало программу социального развития полётов, была расчерчена дорожная карта, утверждена программа субсидирования перевозок в регионах округа.

Основным перевозчиком в округе в то время являлась компания «Татарстан», которая выполняла до 4/5 рейсов. Однако после ряда обстоятельств, в том числе печально известной катастрофы Боинга в ноябре 2013 года, но главное – печального финансового состояния – авиакомпания «Татарстан» была ликвидирована. Главные перевозки переключены на авиакомпанию «Ак Барс», сменившую предшественницу в качестве лидера, но и та недолго продержалась в этом качестве: обанкротилась.

***

И вот здесь самое время отдать должное губернатору Юрию Бергу. Подход к проблеме авиаперевозок во вверенном ему регионе был осуществлён стратегически грамотно. Уже сейчас, после почти трех лет работы авиапредприятия на базе обновленного аэропорта Оренбург, все шаги обновления и развития предприятия выглядят вполне просчитанными, оправданными, но главное, главное – с хорошим заделом на перспективу.

А именно: во главу было поставлено давно ожидаемое расширение сферы деятельности предприятия. В точку попали и с классом воздушных судов, на которые была сделана ставка. Самолеты L410 имеют возможность садиться на грунтовую полосу, что позволяет летать в большинство аэропортов в населенных пунктах области.

Основные самолеты в то время – 8-местные «Декстеры» компании «Авиа Менеджмент Групп» и Цессны, бывшие лидерами перевозок в ПФО. Так что аэропорт «Оренбург», получив 410-е «Элки», вошел в эту программу поначалу на сопутствующие роли. В итоге в ней оказались три участника: «Оренбуржье», «Авиа Менеджмент Груп» на «Декстерах» и созданная базе «Татарстана» и «Ак Барса» компания ЮТВ, эксплуатирующая машины CRJ200.

Однако разработанная в ПФО программа предусматривала еще большее расширение сферы деятельности. Вопрос заключался только в том, кто из авиаперевозчиков подступится к выполнению такой задачи. Ясно, что первую очередь для этого были необходимы машины. И вот тут-то «Элки» подошли по всем параметрам – тем более, что в 90-х годах они уже эксплуатировались тогда еще Оренбургским авиаотрядом, и ими был наработан уникальный опыт летной и технической эксплуатации.

Пять новых машин стояли на чешском заводе, готовые к отправке. Оренбургский аэропорт получает «добро» взять их в лизинг, после чего вступает в программу ПФО уже в новом качестве. Чего уж там скрывать – в качестве потенциального лидера. И вот к осени прошлого года лидирующая роль по факту переходит к имеющей уже опыт работы на этом рынке авиакомпании «Оренбуржье», которая стала выполнять до 3/4 заявленного объёма полетов в Поволжском округе.

***

И ведь как складывалась ситуация, обратите внимание. Конечно, учитывалось, что «Оренбургские авиалинии» еще в 2010 году лишились самостоятельного статуса и, став «дочкой» Аэрофлота, перестали выполнять чартерные перевозки. Так что этот сегмент рынка у нас, по сути, оголился. Стало понятно, что «Аэрофлот» идет к тому, чтобы консолидировать свои дочерние предприятия в единую компанию, для которой каботажные рейсы малозначимы – и, скорее всего, буду свёрнуты. А подобного рода масштабные реорганизации чреваты, и это помимо возросших неудобств для авиапассажиров, еще и социальной напряженностью среди персонала. Всё-таки «Оренбургские авиалинии» – это 2060 человек, и нельзя было не понимать, что далеко не все они будут востребованные в прежнем качестве в новой объединенной авиакомпании «Россия».

Тогда, похоже, и созрело у областного руководства решение о дальнейшем развитии авиакомпании «Оренбуржье», расширении сферы его деятельности. И о конечной необходимости приобретения ею магистральных региональных воздушных судов, которые закрыли бы нишу, которую освобождают «Оренбургские авиалинии». Ведь уже с октября прошлого 2015 года в осенне-зимнее расписание компании не были заявлены маршруты на Санкт-Петербург, Душанбе, Худжант, популярный маршрут Орск-Москва…

Конечно, чтобы совсем не обрушить эти авиамаршруты, провели определенную работу с другими компаниями – «Уральскими авиалиниями», «Саратовскими авиалиниями», благодаря чему полёты по этим направлениям не прекратились совсем.

Но вот в конце прошлого года предположение, что «ORENAIR» уйдет с оренбургского рынка, как и весь Аэрофлот, превратилось в уверенность. А в бизнесе авиаперевозок, как в любом бизнесе, свято место не пустует. И здесь вопрос только в том, кто именно потом это место займёт, куда при этом будут уходить налоги, жители какого региона получат рабочие места.

Основная и первостепенная задача области заключалась в формуле «две в одном» и выглядела так: сохранить и рынок авиаперевозок, и рабочие места за собой. Решение же могло быть только одно: брать новые региональные магистральные суда, которые будут работать как на внутреннем, так и в недалёком будущем международном рынке. Направление, в которых будут совершаться перелёты, также были стратегически ясны: Сочи, Анапа, Краснодар, Минеральные Воды, Симферополь. Что позволяет сохранить историческую маршрутную сеть местных авиалиний и сохранить высокопрофессиональный персонал, который будет не востребован в новой объединённой авиакомпании.

Под решение этой проблемы и с расчетом на ближайшую перспективу более подходящих машин, чем Boeing, найти трудно. На одно воздушное судно такого класса требуется около 80 человек: 35 летного и кабинного состава, 45 технического персонала. Из расчета десяти машин, потребных для реализации проекта, необходимы 800 человек – это 800 новых рабочих мест. Это как раз тот потенциал, который имеется сильный риск утратить с уходом из региона «Оренбургских авиалиний». А в том, что это в итоге случиться уже в этом году, ни специалисты, ни те, кому известна ситуация изнутри, не сомневаются.

Такое решение – также из разряда стратегических. И оно потребовало обновления кадров. Но об этом разговор отдельный.

Оренбургский аэропорт: перезагрузка Александр Дайнека
  • 2719
Еще материалы этого автора:
Слушай, Оренбург, я тебе спою, или Сочтёмся славою? #урбановость
Слушай, Оренбург, я тебе спою, или Сочтёмся славою? #урбановость
2020-02-25 17:03:00
Пройдёт ли эта пешечка в ферзи, или Пат на ровном месте, #урбановость
Пройдёт ли эта пешечка в ферзи, или Пат на ровном месте, #урбановость
2020-02-24 13:40:00
А ты записался в добровольцы, или Игра корпусом #урбановость
А ты записался в добровольцы, или Игра корпусом #урбановость
2020-02-21 09:54:00
Театр военных действий, или Партии прощаем, жене — никогда #урбановость
Театр военных действий, или Партии прощаем, жене — никогда #урбановость
2020-02-16 17:48:00
Ильиных день, или Как не сорвать резьбу #урбановость
Ильиных день, или Как не сорвать резьбу #урбановость
2020-02-15 19:57:00