01.09.2018 Иван Бровкин Разочарования. О минувшем кинофестивале «Восток&Запад. Классика и Авангард»

Это натуральная жестокая сказка в стиле братьев Гримм или Андерсена, только не тех, причесанных и приглаженных, которые существуют в адаптированных переводах, а в стиле их настоящих, оригинальных текстов, наполненных неприкрытым садизмом.  

23.08.2018 Иван Бровкин Кто сплел параллели? О грядущем кинофестивале «Восток&Запад. Классика и Авангард»

Конечно, хотелось бы посмотреть как можно больше кинолент, но, судя по опубликованному графику показа - это не удастся. Опять странные наслоения, неудобное время, отсутствие повторов некоторых фильмов в «Соколе» и т. п.


01.09.2018 / 14:24

Разочарования. О минувшем кинофестивале «Восток&Запад. Классика и Авангард»

Это натуральная жестокая сказка в стиле братьев Гримм или Андерсена, только не тех, причесанных и приглаженных, которые существуют в адаптированных переводах, а в стиле их настоящих, оригинальных текстов, наполненных неприкрытым садизмом.  

Прошла фестивальная неделя, и я готов поделиться с вами впечатлениями от просмотров некоторых фильмов. Начну с фильма, показанного в день открытия. Им стал триллер Алексея Петрухина «Последнее испытание». Это – своеобразное продолжение фильма «Училка» с Ириной Купченко, показанного три года назад. И если тот фильм мне не понравился (показался слишком надуманным и предсказуемым), то новое творение Петрухина – выше всяких похвал. Два с лишним часа пролетели незаметно. Не буду раскрывать секретов, потому что картина выйдет на широкий экран и её обязательно надо посмотреть, но намекну, что основой послужили события с захватом боевиками спектакля «Норд-ост».

Как я уже говорил, основное внимание мое было сосредоточено на российских фильмах. Цель была – убедиться, что у нас могут снимать не только комедии, где содержания - 5 %, юмора – 3%, все остальное – глупые шутки медийных лиц, в частности, КВН-щиков, которые массово пошли в киноиндустрию. Все посмотреть, было невозможно, хотя бы из-за безграмотно составленного графика показа. Расскажу о том, что посмотрел.

Все отметили, что в Международной программе было два российских фильма – «Не чужие» Веры Глаголевой» и «Лес» Романа Жигалова. Как вы помните, я сначала выражал сомнение, что последний фильм Веры Глаголевой чего-то стоит. Так вот, очень даже стоит! Мрачный в своей абсолютной безысходности сюжет, вначале заставил меня даже усомниться в авторстве – а Глаголева ли сняла эту беспросветную драму, о гибели в людях человеческих чувств?

В маленьком городке, где люди с 90-х годов, а то и раньше, живут в обветшалых, обшарпанных бараках совсем не осталось мужчин, а кто остался давно потерял человеческое лицо. Типичный «герой свадеб и похорон» – местный пьяница Сергуня. Если он и способен сделать что-то хорошее, то лишь потому, что за это ему нальют пару стопочек.

Место исчезнувших мужиков в городке заняли выходцы из Средней Азии и Казахстана – работящие, исполнительные, главное – НЕ ПЬЮЩИЕ. А еще и замаявшиеся от одиночества местные женщины их привечают, и даже в мужья берут. Вот Сергуня и выбрал себе занятие – оскорблять гостей, провозглашая при этом лозунги о необходимой «чистоте русской расы».

Трагическая история любовного треугольника, две стороны которого заняли сестры Галя и Милка, а центром стал красавец-казах Рустам, наверное, типична для таких мест. По крайней мере, но картина Глаголевой в этом убеждает.

Недалеко от меня в зале сидела немолодая женщина, типичная потребительница малаховско-гордоновских телешоу. Так вот, она постоянно вскрикивала, комментировала события к месту и не к месту, а в конце, увидев отъезд разлучницы, мстительно прошипела – «Вали отсюда, стерва!»

В международном конкурсе был еще один российский фильм, удивительно похожий на этот по внутреннему состоянию и ситуациям. Это фильм «Лес» Романа Жигалова. Еще одна жесткая, даже жестокая драма о судьбе русских людей, поставленных в невыносимые условия жизни в современных реалиях.

Несмотря на то, что «Лес» - это абсолютный дебют молодого кинорежиссера, который даже был вынужден снимать фильм без денег (те, что выделили Министерство, куда-то пропали), этот фильм мне понравился больше, чем «Не чужие». Наверное, потому, что в нем ощущается абсолютно свежий режиссерский почерк, тонкое чутье и отрицание устоявшихся канонов. Мощный, страстный до отчаяния фильм – не зря он уже не раз получал призы на других фестивалях.

Но, хватит о хорошем, теперь поговорим о разочарованиях.

Многие ждали фильма «Непрощенный» про народного мстителя Виталия Калоева. К сожалению, во многом потому, что главную роль сыграл Дмитрий Нагиев. Но вынужден констатировать: фильм не удался. Да и что можно ждать от режиссера Сарика Андреасяна, «прославившегося» такими «шедеврами», как «Защитники». Отвечу громко и четко – НИ-ЧЕ-ГО.

Никакого особого впечатления не произвел военный фильм «Пес Рыжий», разве, что там замечательные собаки. Но всем известно, что переиграть собаку невозможно. Вот и не переиграли.

Принципиально не пошел на фильм Александра Гордона «Дядя Саша», хотя друзья ходили и сказали - неплохой в целом, фильм, даже приятно посмотреть.

А дальше – сразу три российских картины, от которых осталось лишь чувство разочарования. Это – «Одиссея Петра» режиссера-дебютанта Кузьмина-Тарасова – невыносимо затянутая короткометражка с претензией на сюрреализм. Фильм, в общем-то, короткий, 75 минут, но если бы он был в два раза короче, - только бы выиграл.

Еще один дебютант – Павел Мирзоев, представил драму о юном мажоре (Павел Табаков), сынке богатого папочки (Сергей Пускепалис), который после встречи с хорошей девушкой Машей (Ольга Лерман) в корне меняет свое представление о жизни. Там есть еще один персонаж – мама Маши, актриса-травести, которую уволили из театра за ненадобностью её амплуа. Эту роль как всегда блестяще сыграла Роза Хайруллина. Она явно из тех актрис, которая может все, даже в самом никчемном сюжете. Что касается молодых героев, то предпочтение отдам Ольге Лерман, хотя Табаков вполне смотрится в роли беспечного сынка, но в лирических сценах – полный отстой.

Еще одно творение представили нам в самый последний день. Это фильм Михаила Расходникова «Временные трудности». Если кто-то воспринял его, как социальную драму, то думаю, что он сильно ошибся. Это натуральная жестокая сказка в стиле братьев Гримм или Андерсена, только не тех, причесанных и приглаженных, которые существуют в адаптированных переводах, а в стиле их настоящих, оригинальных текстов, наполненных неприкрытым садизмом. Кто читал – поймет.

Это - история о том, как мальчик с врожденным диагнозом ДЦП, проходит героический путь становления личности под влиянием жестокосердного отца (Иван Охлобыстин), не желающего считать сына инвалидом, и самыми чудовищными методами воспитывающего мальчика, не считаясь с его болезнью. Методика отца срабатывает, но сын, который стал известным на всю страну кризисным менеджером, теперь простить папашу не хочет, и 15 лет с ним не общается. Знать сильно в памяти осталась папашина беспредельная жестокость. Заканчивается картина, как и всякая сказка, примирением и скупыми мужскими слезами. В целом, неплохой фильм, но огромное количество «ляпов» в сценах из советского периода жизни героев – просто зашкаливает. Ну, не могли в те годы ребенка с ДЦП послать отдыхать в Артек, будь он трижды талантлив. Такие дети отдыхали в Евпатории, или Анапе. И никогда 10-летних ребятишек не отправили бы одних в поезде через всю страну – только с сопровождающими. Но ведь мы смотрели сказку, а там законы реализма недействительны.

Теперь посмотрим на итоги киносмотра. Про Международный конкурс – промолчу, хотя то, что фильму «Лес» вручили спецприз «Золотая чаша» от Клубного комплекса «Яр» говорит о хорошем вкусе этих людей. А фильм Глаголевой удостоен только упоминания, что странно в целом, но не удивительно для ЭТОГО фестиваля.

В российском конкурсе победил фильм «Мулла». Понимаю, что сейчас политкорректность «правит бал», но не до такой же степени! Господа, что с вами случилось? Приз «За лучший сценарий имени Алексей Саморядова ушел фильму «Мертвые ласточки». Бедный Леша, как ты там на небесах? Видишь ли, что творится?

Лучшим режиссером признан Александр Гордон. Интересно, повлияет ли этот факт, на то, как он будет вести себя на своем телешоу? Вряд ли.

И в заключение – только о хорошем. Самые лучшие впечатления от кинофестиваля остались после показа фильмов в жанре «короткий метр» в конкурсе «Шаг», председателем жюри которого был президент ключевого спонсора фестиваля ГК «Армада», Андрей Аникеев. Там действительно было на что посмотреть. Главный приз достался фильму «Рука» режиссера Игоря Марченко. От души поздравляю! Классный фильм! Хотя публике в целом и мне в частности очень понравился еще один фильм под названием «Миллиард», который снял Евгений Дудчак. История о том, как в затрапезной деревенской уборной в глухой молдавской деревне вдруг образовался межпространственный портал, через который можно было попасть куда угодно (хотя способ перемещения был весьма своеобразен), заставила зрителей смеяться до слез и крепко призадуматься в конце.

Вот, собственно и все. Покидаю фестиваль с чувством глубокого…разочарования, смотря при этом список фильмов-призеров фестиваля в Выборге. Вот там была житуха и движуха. Что ни фильм – то явление! «Амбивалентность», «Зеленые коты», «Ван Гоги», «В Кейптаунском порту», «У ангела ангина», «Хрусталь», и, наконец, победители – «Папа, сдохни» и «Маяковский». Кому-то повезло…

Об ожиданиях автора перед фестивалем читайте здесь.


«Сигизмунда», Уильям Хогарт
 

Разочарования. О минувшем кинофестивале «Восток&Запад. Классика и Авангард»
  • 1536
Еще материалы этого автора:
Кто сплел параллели? О грядущем кинофестивале «Восток&Запад. Классика и Авангард»
Кто сплел параллели? О грядущем кинофестивале «Восток&Запад. Классика и Авангард»
2018-08-23 19:15:00

Конечно, хотелось бы посмотреть как можно больше кинолент, но, судя по опубликованному графику показа - это не удастся. Опять странные наслоения, неудобное время, отсутствие повторов некоторых фильмов в «Соколе» и т. п.

"Восток-Запад" - новые реалии в старых одёжках
2017-09-01 18:15:00

Друзья мои! А Сергея Лаврентьева-то изгнали. Человек, который девять лет был отборщиком фильмов для показа в Оренбурге, оказался неугоден. Татьяна Воронецкая, отвечая на вопрос – почему? – заявила, что он (Лаврентьев) в последнее время не развивался, его подборки носили тенденциозный характер и "новая культурная среда требует новых решений". Поэтому подбор фильмов на юбилейный фестиваль осуществлялся целой группой специалистов, которую, возглавляла – это видно из контекста выступления – сама Воронецкая. Что из этого получилось – попробуем разобраться. 

Юбилейный кинофестиваль: раздумья
Юбилейный кинофестиваль: раздумья
2017-08-24 20:07:00

Оренбургскому кинофестивалю исполняется 10 лет. Конечно, с отметившим четверть века выборгским кинофорумом "Окно в Европу" сравнивать будет не совсем этично, но все же, продержаться 10 лет с учетом того, что изначально фестиваль был признан не очень престижным - кое что значит.