блог-туры
12.09.2017 Дмитрий Урбанович Проценты легитимности

Всех нас можно сердечно поздравить – в отечестве взят очередной, ещё недавно казавшийся недосягаемым, если не нереальным, рубеж. Выборы наконец-то стали в целом неинтересны не только подавляющему большинству населения, но и власти как таковой. 

01.09.2017 Иван Бровкин "Восток-Запад" - новые реалии в старых одёжках

Друзья мои! А Сергея Лаврентьева-то изгнали. Человек, который девять лет был отборщиком фильмов для показа в Оренбурге, оказался неугоден. Татьяна Воронецкая, отвечая на вопрос – почему? – заявила, что он (Лаврентьев) в последнее время не развивался, его подборки носили тенденциозный...


01.09.2017 / 18:15

"Восток-Запад" - новые реалии в старых одёжках

Друзья мои! А Сергея Лаврентьева-то изгнали. Человек, который девять лет был отборщиком фильмов для показа в Оренбурге, оказался неугоден. Татьяна Воронецкая, отвечая на вопрос – почему? – заявила, что он (Лаврентьев) в последнее время не развивался, его подборки носили тенденциозный характер и "новая культурная среда требует новых решений". Поэтому подбор фильмов на юбилейный фестиваль осуществлялся целой группой специалистов, которую, возглавляла – это видно из контекста выступления – сама Воронецкая. Что из этого получилось – попробуем разобраться. 

Скажу сразу, посмотреть всю программу фестиваля практически невозможно. Поэтому, в некоторых случаях я буду опираться на мнение людей, которые являются для меня в этом смысле авторитетом.

Первое, и самое главное, мой интерес был направлен в основном на российский конкурс. Наверное потому, что где-то в глубине души теплилась надежда на то, что наше кино еще может доказать всем, что оно не просто живо, а имеет перспективы к развитию, и не только фильмы Звягинцева или Сокурова могут представлять нашу страну на престижных кинофорумах. Так что фильмов международного конкурса я почти не видел, за исключением опять же российских картин "Хармс" и "Белые ночи", почему-то представленных именно в международной программе. Кстати, я получил ответ на это "почему?" – но он был достаточно невнятен.

Еще хочу отметить, что в международном конкурсе, где, по условиям соревнования, должны участвовать фильмы совместного производства, таковых было немного: "Браво, виртуоз!" (Армения, Франция, Бельгия), "Дикая мышь" (Австрия, Германия), "Эйфория" (Германия, Россия), и злосчастный "Хармс" (Россия, Литва, Македония). Какова доля участия последних стран в фильме про великого российского поэта-мистификатора остается загадкой. Остальные же участники были из отдельных государств – Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Иран и опять же Россия. Это я к вопросу о тенденциозности подборки!

Сознаюсь вам, друзья, видел я всего два фильма из этой программы – "Хармс" и "Белые ночи". Мнения людей, видевших некоторые фильмы международной программы довольно однозначны – отличный фильм "Малярия" из Ирана, и тоска и скука – остальные. Потому вердикт жюри, присудивший первый приз иранской картине, наверное, состоялся при полном отсутствии выбора.

Что же касается наличия российских фильмов в этой программе, то мое мнение на этот счет таково: Приз Гильдии кинокритиков фильму "Хармс" за подлинные характер и атмосферу времени, думаю, правильное решение. Хотя, кто её знает эту атмосферу того времени? Никто же из нас тогда (20-30 годы ХХ века) не жил, значит, будем опираться на чьи-то воспоминания, впечатления и т.п. Хотя, снят фильм классно. К призу актеру Войтеку Урбански "За лучшую мужскую роль" также не имею никаких претензий – других не видел.

Теперь касательно фильма "Белые ночи". Более актерски и режиссерски беспомощного фильма я давненько не смотрел. Впрочем, этому опусу госпожи Воронецкой также был вручен приз, но…с оговорками. Приз "Золотая чаша" спонсор фестиваля, генеральный директор клубного комплекса "Яр" Антонина Рябова вручает ежегодно. Но в этот раз, Антонина Григорьевна заявила, что ни один из фильмов международной программы не соответствовал идее приза. Потому он не вручается, а "Белые ночи" получил некий спецприз за то, что оставил глубокий след в сердцах жюри и зрителей. Еще эта лента была удостоена приза "Золотой сарматский олень" от "Мегафона" и Приза зрительских симпатий. Только вот интересно, кто определял эти самые симпатии? Я никаких движений по этому поводу во время сеансов и после них не обнаруживал. Странно это, впрочем, как раз это все к тому же вопросу о тенденциозности и неумению идти в ногу со временем.

Теперь к российскому конкурсу, о котором есть что сказать. Но, следует признать, что посмотреть все фильмы также не удалось. Зато с гордостью скажу, что мое мнение и мнение большинства зрителей с решением жюри – НЕ СОВПАЛО! За одним лишь исключением. Фильм Юсупа Разыкова “Турецкое седло", получивший главную награду мне тоже очень понравился. Это удивительное сочетание драмы и триллера плюс авангардный изобразительный ряд сделали этот серьезный фильм абсолютно не скучным. Хочется даже провести некоторые аналогии с творчеством великого Дэвида Линча. И актер Валерий Маслов, исполняющий главную роль бывшего КГБшника, а их, как известно, бывших не бывает – выше всяких похвал.

Про актерские работы в фильмах "Добрый вечер" и "Я счастлив", которые были признаны лучшими, ничего не скажу – не видел. Мои же друзья, чьему мнению, повторяю, я полностью доверяю, сообщили, что тоже ничего сказать не могут, потому что сказать нечего.

Лучшей режиссерской работой признана кинолента "Жили-были" Ярослава Парри. Возможно, что это справедливо. Но теперь пришла пора сообщить о некоторых "ляпах" в организации показа. Дело в том, что я не смог посмотреть этот фильм в кинотеатре, и, увидев, что он будет показан в программе "Кино под открытым небом" в парке "Салют, Победа!", счел, что это просто замечательно. Каково же было мое (и не только мое!) удивление, когда нам показали не "Жили-были", а фильм "Мотылек", который за несколько часов до этого я посмотрел в кинотеатре "Космос". И никто к народу не вышел, ничего не сказал, я уже не мечтаю, чтобы извинился. Настроение было испорчено.

А теперь о понравившихся картинах. Это яркий дебют в полном метре Кирилла Плетнева – "Жги!" И сразу об организаторском "ляпе". Не знаю, кому в голову пришла эта абсолютно садистская идея о совмещении времени показа двух самых ожидаемых фильмов – "Хармс" и "Жги!". Причем БЕЗ ПОВТОРОВ – ни в "Соколе" ни "Под открытым небом". Но, так или иначе, залы были полны, а "Жги!", безусловно, понравился и считался фаворитом. Также как и фильм Ивана Шахназарова "Рок" - прекрасно снятую и сыгранную историю про то как… Нет, молчу, пусть кто не видел обязательно посмотрит.

Конечно, запомнился "Мотылек", сценарий которого принадлежит Ивану Охлобыстину, и который был удостоен награды "За лучший сценарий" имени Александра Саморядова. История о покаянии, к которому пришли главные герои картины – азартный игрок, содержательница борделя и дальнобойщик, промышляющий наркотой, после того, как на них снизошел с небес ангел в виде девочки по имени Катя – произвела на зрителей яркое и позитивное впечатление.

Теперь несколько слов о программе "Шаг", где были представлены дебютные фильмы людей, которые решили сменить актерскую профессию на режиссерскую. Поверьте, этот конкурс стал одним из самых ярких впечатлений фестиваля. Среди работ отмечу две полнометражные картины – "О чем молчат французы" Владимира Шевелькова и "Язычники" Леры Сурковой. А среди короткометражек – "Голоса за окном" Эльвиры Болговой, "Богомол" Елены Поляковой, "Четвертый" Кирилла Сафонова, "Телеграмма" Максима Виноградова, и, несомненно, черная комедия Татьяны Федоровской "Хэппи парадайз". Но эти работы отмечены не были. Премию в сумме 1 миллиона рублей от Андрея Аникеева получил Александр Домогаров-младший, снявший жутковатый триллер по Стивену Кингу "Пустите детей". Неплохо сделанная работа, но НЕ ЛУЧШАЯ. А на закрытии фестиваля почетную награду "За вклад в киноискусство" получил Домогаров-старший. Такие вот парадоксы.

И еще о разочаровании. Распиаренный показ английского документального фильма о русском авангарде "Революция – новое искусство для нового мира" состоялся при огромном стечении публики, а закончился чувством обиды и раздражения. За кого нас принимают? – возмущались зрители – за учеников начальных классов? Крайне примитивный подход к теме при наличии огромного количества историографических ошибок не позволил считать это показ событием фестиваля, как, по-видимому, считали организаторы.

Несколько слов о жюри обоих конкурсов. Если раньше в его составы входили поистине выдающиеся деятели кино – Вадим Абдрашитов, Али Хамраев, Светлана Проскурина, Слава Цукерман (США), и – вершина айсберга – режиссер мирового уровня Кшиштоф Занусси, то нынче председателями жюри в обоих конкурсах стали представители Казахстана: международного – Рустем Абдоашев, российского – Диана Ашимова (красавица, конечно, но какова её роль в мировом кинопроцессе?). Такая вот перегруппировка сил и настроений произошла в работе оренбургского кинофестиваля. Но никакой положительной роли я в этом не увидел. Лица во многом новые, а одёжки-то старые.

И в заключение – только о хорошем, Огромное спасибо Благотворительному фонду "Искусство, наука и спорт" за спектакль "Оркестр мечты. Медь" с участием Олега Меньшикова и поэтический вечер Алены Бабенко и Анатолия Белого. Это были настоящие подарки к юбилею кинофестиваля "Восток&Запад".

Всегда ваш, Иван Бровкин

"Восток-Запад" - новые реалии в старых одёжках Жан-Франсуа Рафаэлли, Старьевщик
  • 611
Еще материалы этого автора:
Юбилейный кинофестиваль: раздумья
Юбилейный кинофестиваль: раздумья
2017-08-24 20:07:00

Оренбургскому кинофестивалю исполняется 10 лет. Конечно, с отметившим четверть века выборгским кинофорумом "Окно в Европу" сравнивать будет не совсем этично, но все же, продержаться 10 лет с учетом того, что изначально фестиваль был признан не очень престижным - кое что значит.