блог-туры
06.07.2017 Антон Виноградов Южноуральский Терминатор. «Оренбург» в ожидании первого матча сезона

Уже в эту субботу  на стадионе «Газовик» возьмет старт 38-матчевый марафон в самой «протяженной» футбольной лиге мира (шутка ли, команды от Калининграда до Владивостока) – первенстве ФНЛ.

08.06.2017 Виталий Койрах Как нам обустроить Северный проезд

Так на проезде Северном в Оренбурге совершенно стихийно, вопреки плану развития города, образовался почти сельский анклав, настоящий хутор среди мегаполиса.


07.06.2016 / 13:08

О чем говорит Павленский?

... если поискать вокруг нас аналогии творчества Павленского, то мы можем найти в веках самый главный пример, который может его вдохновлять. Самым известным примером, аналогом «медикализации действительности», является, как ни удивительно... распятие Христа

Мы все смотрим на художника Павленского, как на человека, который делает вещи непонятные обывателю. В обществе существует две точки зрения на то, что он делает - это искусство (акционизм, вариант перфоманса) и что это является психическим заболеванием. Психиатрия старается отграничить сферу своего интереса от иных сторон жизни, кроме как связанных с психическим здоровьем. В идеале, психиатрии не следует вмешиваться ни в процессы политического активизма, ни в метаморфозы современного художественного творчества.

«……..Этот процесс был назван «психиатризацией (психопатологизацией)» обыденной жизни. В медицинской антропологии и социологии он обозначается термином «медикализация». Под медикализацией понимают процесс, при котором состояние или поведение человека рассматриваются как медицинская проблема, требующая соответствующего решения.» (В.Д. Менделевич «Казус художника-акциониста Петра Павленского: психопатология или современное искусство?»).

Оценка действий Павленского с точки зрения симбиоза морали и психологии приводит к вовсе забавным выводам. Так психиатр Д. Авдеев констатирует, что «глубокое уродство души далеко не всегда есть следствие тяжелого психического заболевания, например, шизофрении. Это может быть, и скорее всего, является патологией личности... Раньше о психопатиях говорили как о «нравственном помешательстве», «душевной порочности», «моральном уродстве»... Конечно, это душевное заболевание, но заболевание особого рода. Павленский болен уродством души». 

По-моему, есть иной, третий, после чистой психологии и чистого искусства, путь понимания акционизма Павленского. Мы несколько забываем о том, что современное общество увлечено поиском «ключей» воздействия на сознание человека, управления его волей и поведенческими реакциями. В качестве примера можно привести НЛП, которое утверждает, что человеком можно управлять, подстроившись под его модель поведения. Иными словами, художник старается донести до нас свои идеи и переживания посредством понятных нам символов, жестов, действенной риторики, того, что действует на наше подсознание как бы изнутри, посредством известных нам знаков.

Наблюдая за действиями Павленского, нам следует шире посмотреть на тот «ключ», при помощи которого он старается донести свой месседж до нас, его зрителей. На мой взгляд, если поискать вокруг нас аналогии творчества Павленского, то мы можем найти в веках самый главный пример, который может его вдохновлять. Самым известным примером, аналогом «медикализации действительности», является, как ни удивительно, ………. распятие Христа. Именно распятие Христа, как явление понятно, для всех знакомо и доступно для осознания и понимания уже 2 тысячи лет. Таким образом, если посмотреть с точки зрения современной науки, изучающей человеческое общение, мы имеем некий устоявшийся в веках ключ к сознанию, который открывает целый коридор восприятия действительности. Представляется, что Павленский, переводя ментальные мотивы в область физического страдания, показывает нам их значимость и показывает путь, по которому можно идти ради достижения высших целей, целей понимания происходящего в обществе, он дает некую "шкалу ценностей". Понимание того, что за свободу можно и нужно платить кровью и болью, заставляет нас пройти этот путь хотя бы через сопереживание чужих крови и боли. Религия говорит нам, что «без кровопролития нет прощения» (Евреям 9:22), но через пролитие крови обеспечено искупление совершенной жертвой Христа на кресте.

Следует отметить, что феномен распятия Христа, как и акция Павленского, не окончен самим фактом распятия - он продолжает существовать во времени до наших дней, мы имеем длящееся явление, мы постоянно обращаемся к Жертве Христовой как для искупления своих грехов, так и для понимания сущности Бога (Иисус сказал: «Я – Путь, Истина и Жизнь. Только через Меня можно прийти к Отцу» (Иоанна 14:6).

К сожалению, нам не дали возможность узнать как Павленский предполагал выйти из своего эксперимента, ведь, как мы знаем, распятие Христа, как «крайняя степень медикализации», закончившееся смертью и последующее воскрешение Христа было объединено Единым Замыслом, что делает его своего рода оконченным действием, хоть и не имеющим финальной точки, замысел же Павленского относительно финала акции нам не известен, что и порождает многочисленные спекуляции относительно ее значимости в отрыве от исторического контекста, как ключа к ее пониманию. В этом смысле следует задуматься, каковы были бы последствия Распятия Христа, если бы оно не закончилось его смертью.

Поэтому акция по поджогу двери ФСБ является наиболее понятной нам в силу ее завершенности, что делает ее особо значимой в творчестве Павленского, она была закончена в момент начала - поджога и тем самым поддается анализу как с точки зрения эстетики, так и с точки зрения внутренней завершенности и целостности.

Иными словами, Павленский предлагает нам еще один способ познания себя и окружающего нас мира - самопожертвование. Неприятие этого способа вызвано тем, что медицина не готова рассматривать самопожертвование с точки зрения способа познания и люди не всегда готовы принимать реальную боль как способ познания. Однако, не смотря на неготовность принять этот способ, следует отметить, что, по всей вероятности, мы все четко понимаем что хотел нам сказать Художник, однако стесняемся себе в этом признаться.

Василий Верещагин, "Распятие Христа"

О чем говорит Павленский?
  • 1567
Еще материалы этого автора:
Тьма, накрывшая нас
Тьма, накрывшая нас
2016-07-04 20:10:00

И не надо думать, что зло и тьма исходят из какой-то одной точки, что есть источник этой тьмы, не говорите, что она может кого-то обойти стороной. Эта тьма и есть мы сами.

Фабрика
Фабрика "героев Украины"
2016-05-25 23:31:00

Что же залили в уши женам этих русских ребят, что они якобы стали просить президента помиловать убийцу их родных?

Генерала
Генерала "закрыли", генерала "открыли"
2016-04-21 11:00:00

А в чем виноват генерал?

Паралич судопроизводства: почему адвокаты
Паралич судопроизводства: почему адвокаты "носят" деньги
2016-03-24 09:53:00

"Дело в том, что существует проблема - носят деньги, хотят, чтобы деньги отнесли и вынуждены нести деньги"

Арапов ни в чем не виноват?
Арапов ни в чем не виноват?
2016-03-02 14:34:00

"Не хочу никого расстраивать, но это не Арапов плохой - Евгений Сергеевич каким был, таким и остался"