Спасение в смерти или история одного художника. В Оренбурге продолжается фестиваль польского кино “Висла”

Спасение в смерти или история одного художника. В Оренбурге продолжается фестиваль польского кино “Висла”

Спасение в смерти или история одного художника. В Оренбурге продолжается фестиваль польского кино “Висла”

Текст и фото: Анна Федосеева

С 17 по 24 октября в г. Оренбурге идут показы 10-го юбилейного Фестиваля польских фильмов "Висла". Второй и третий день фестиваля польских фильмов "Висла" богат на события. Телевизионные спектакли и фильм-биография польского художника Здзислава Бексиньского - об этом и не только на Орен1.

18 октября, второй день фестиваля, запомнился зрителям показом телеспектакля “Тайный агент", режиссер Кшиштоф Залеский. Он поставлен по мотивам одноименного романа Джозефа Конрада.

В этот же день кинолюбители увидели документальный фильм режиссёра Богдана Рачковского “Конрад. Мастер слова и парусов", посвященный писателю.

Этот фильм – портрет Джозефа Конрада, капитана британского торгового флота и одного из величайших английских писателей. Документ повествует о жизни и творчестве Конрада, его увлечениях и мечтах. Режиссер отправляется в родные края героя и рассказывает о писательской карьере мастера. Рассказ сопровождается сохранившимися фотографиями семьи Коженевских и мест, связанных с их жизнью. Рачковски ссылается на высказывания друзей и коллег писателя, а также специалистов, занимающихся переводами его произведений, и конрадистов из Польши и Великобритании.

19 октября, в 16:00, зрителям показали телевизионный спектакль "Лорд Джим" польского режиссера Лацо Адамика, по мотивам одноименного романа Джозефа Конрада. Спектакль входит в программу фестиваля, посвященную творчеству известного польского писателя.

Перед фильмом организаторы, поприветствовав зрителей, напомнили о проходящих конкурсах и об анкетах. Оказалось, что посмотреть польские фильмы и поделиться впечатлениями - непростая зрительская задача. Организаторы решили вспомнить прошедший день фестиваля, зачитав несколько рецензий ценителей. В итоге показ задержали на 25 минут, так что если вы опаздываете в кино на фильмы "Вислы", можете не волноваться, на начало успеете.

Наконец, на экране фильм Яна П. Матушинского "Последняя семья", снятый в 2016 году. Молодой режиссер стал известен после выхода своего фильма "Глубокая любовь" в 2014 году. Тогда же было известно о работе над новой лентой, посвященной художнику Здзиславу Бексиньскому, поэтому фильм-биография был одним из самых ожидаемых.

Польскому зрителю воспринимать картину, наверное, легче, а вот в Оренбурге невольно возникают вопросы: "Кто такой этот художник? И почему о нем снят фильм?".

Художник, скульптор, фотограф Здзислав Бексиньский был очень популярен в Польше в 1960-х годах, его работы в жанрах абстракции, сюрреализма и постапокалиптики, пронизаны мраком и близостью смерти.

Действие фильма разворачиваются в 1977 году в Варшаве, куда семья переехала из Санока. Известный художник, его сын Томек – признанный радиожурналист с шаткой психикой, склонностями к истерии и время от времени пытающийся свести счеты с жизнью, жена Зося – сильная духом женщина, стойко переносящая все трагические повороты судьбы – их жизнь и быт в центре повествования.

Да, фильм-биография, где внимания практически не уделили работам художника, процессу создания шедевров, тесному переплетению мистический образов на картинах с жизнью автора. Режиссер делает акцент именно на человеческой составляющей, но рассказывая о семейной жизни художника, всё равно раскрывает его как творческого деятеля. Так абсолютно банальные домашние сцены и даже поведение главы семейства на похоронах , позволяют зрителю увидеть насколько этот человек, благодаря творчеству, возвышен над жизнью с её трудностями и трагедиями. Хотя это же поведение может вызвать волну непонимания и осуждения в сторону творца, поскольку для обывателя такая возвышенность с легкость трактуется как человеческая черствость и равнодушие к происходящему.

Монотонность фильма разбавляют интересные детали. Сцены в лифте, например, разграничивают условные "части" фильма, обозначающие самые важные периоды в жизни семьи. Ещё одна деталь - кровать, на которой друг за другом умирают родственники и продолжают засыпать-просыпаться ещё живые герои.

Тема смерти - рефрен кинокартины, с разных сторон режиссер призывает взглянуть на неё. Может ли смерть быть выходом? Главному герою, кажется, что да, ведь именно в смерти он видит избавление от душевных мук сына. После очередной попытки самоубийства Томека, отец выражает эту мысль в разговоре с врачом, когда задается вопросом, а надо ли спасать сыну жизнь, если он в ней несчастен.

Картина однозначно производит сильное впечатление на зрителя, из зала выходили молча. Меланхолия кинокартины, череда трагедий и возвышающееся искусство – всё это рождает новые мысли, однако, делиться ими никто не спешит.

Фильмы польского кинематографа радуют разнообразием тем и подходов режиссеров, вызывая желания познавать культуру Польши еще глубже. Благо, впереди ещё 5 дней, это шанс увидеть многие признанные кинокартины.  

Все публикации Орен1 о Фестивале польского кино в 2017 г. - смотрите по ссылке.

...

  • 0

Популярное

Последние новости