Цена молчаливого согласия. Игорь Храмов о сохранении лавки Фокеродта

Цена молчаливого согласия. Игорь Храмов о сохранении лавки Фокеродта

С каждым годом в Оренбурге остается все меньше и меньше исторически ценных зданий. Под угрозой оказалось и здание лавки А. Д. Фокеродта, о чем рассказал блогер, президент благотворительного фонда «Евразия» Игорь Храмов:

«50 ЖЕМЧУЖИН, ИЛИ О ДВОЙНЫХ СТАНДАРТАХ... Смирнов против Фокеродта?

Автор книги о красотах Оренбурга — сохранившихся и не очень, архитектор Станислав Евгеньевич Смирнов, отмеченный в минувшем году литературной премией им. П. И. Рычкова, ярко и пафосно обличающий негодяев (как правило чиновников всех мастей) в небрежном, а то и преступном отношении к сохранению городской среды, оказывается сам... того...

Занимаясь формированием экспозиции Галереи выдающихся оренбуржцев, куда у нас вошел фотограф императорских университетов и театров Карл Фишер, натыкаюсь на невероятный по своему двуличию документ, опубликованный на портале Правительства Оренбургской области в разделе «Государственные историко-культурные экспертизы» (www.orenburg-gov.ru/power/executive/okhrana-obektov-kulturnogo-naslediya/gosudarstvennye-istoriko-kulturnye-ekspertizy/1/ )

Оказывается, в марте этого года С. Е. Смирнов проводил экспертизу объекта культурного наследия «Лавка торговая А. Д. Фокеродт». Для тех, кто не в курсе — это, пожалуй, то немногое, что сохранилось от одноэтажной застройки в пешеходной части улицы Советской — левее от новодела ТЦ «Меридиан», выстроенного на месте кинотеатра «Молот», где в годы войны перед сеансами на пианино играл М. Л. Ростропович в сторону ул. Краснознаменной, в аккурат до великолепно отреставрированного недавно краснокирпичного дома, где сейчас располагается «Мегафон». Точно напротив сквера с памятником Пушкину и Далю. С этим многостраничным документом можно ознакомиться на портале Правительства. Станислав Евгеньевич подробно и обстоятельно описывает историю построек, демонстрируя свое знание и литературы и архивных источников. Но после всего это культурно-исторического романа перед экспертом встают несколько вопросов:

— обладает ли Объект исторической ценностью?
— обладает ли Объект мемориальной ценностью?
— обладает ли Объект архитектурной ценностью?
— обладает ли Объект градостроительной ценностью?
— обладает ли Объект научной ценностью?
— обладает ли Объект художественной ценностью?
— целесообразно ли включение Объекта в реестр?

И вот тут-то с автором происходит странная метаморфоза: на все эти вопросы С. Е. Смирнов дает категорическое «НЕТ». Фасады — убоги, «красивые интерьеры» (излюбленный эпитет автора) — разграблены, исторической ценности — НОЛЬ. При этом в заключении автор старательно обходит мельком самим же упоминавшийся в экспертизе факт, что именно в доме Августа Даниловича Фокеродта с конца XIX и все начало ХХ века располагалась фотография Карла Фишера — не просто какого-то фотографа, а стремительно взлетевшего из степного Оренбуржья до вполне себе столичной знаменитости с официальным статусом «фотограф императорских университетов и театров», человека, сопровождавшего во время визита в Оренбург Цесаревича, снимавшего садово-парковые комплексы царствующих особ в Ялте, человека, которому было доверено восстановить все прижизненные фотографии Льва Толстого и вместе с его вдовой подготовить их публикацию, человеку... Впрочем, обо всем этом написано в альбоме «Карл Фишер. Фотограф в Оренбурге», который эксперт не позабыл упомянуть в списке литературы к своему отрицательному заключению.

Весьма любопытно смотрятся, кстати, приложенные к экспертизе фотографии современных интерьеров, которые нынешние предприниматели, не усомнившиеся в исторической и культурной ценности занимаемых ими помещений, сумели с любовью приспособить к использованию в современных условиях. Пример того — великолепный интерьер открытого недавно заведения «Пироги». Похоже, именно он и поверг в культурный шок Станислава Евгеньевича Смирнова, наотрез отказавшегося считать дом Фокеродта, стоявший на государственном учете с 1997 года и повторно внесенный в список объектов культурного наследия в 2017г., таким объектом культурного наследия уже в марте 2020 года.

Друзья, по-моему, мы в ближайшее время можем потерять еще один кусочек нашего Оренбурга — того Оренбурга, которым еще восхищаются гости нашего города, того, который является лицом нашей степной столицы. Вы можете высказать свое отношение по этому конкретному факту, написав обращение в инспекцию по охране памятников (okn@mail.orb.ru ), иначе через 14 дней экспертиза С. Е. Смирнова будет утверждена с нашего молчаливого согласия».

 

Рубрикатор: #невсеравно_орен1
Источник: www.facebook.com/100008642283081/posts/2393197610978292/ 
Редактор: Кира Довбня

 

...

  • 0

Популярное

Последние новости