Блог-десант сквозной

06.12.2017 Антон Виноградов Олимпиада как наказание

14.11.2017 Дмитрий Урбанович Аренда – за рубль!


24.08.2017 / 20:07

Юбилейный кинофестиваль: раздумья

Оренбургскому кинофестивалю исполняется 10 лет. Конечно, с отметившим четверть века выборгским кинофорумом "Окно в Европу" сравнивать будет не совсем этично, но все же, продержаться 10 лет с учетом того, что изначально фестиваль был признан не очень престижным - кое что значит. 

Почему, спросите, да хотя бы потому, что про другие подобные мероприятия регулярно сообщалось по телевидению и в прессе, на канале "Культура" им посвящались целые передачи, а про Оренбургский "Восток-Запад", если и было сказано, то, как говориться, общей строкой. Один из членов оргкомитета фестиваля шепотом поделился своим мнением на этот счет – дескать, наш фестиваль-то проводит не Союз кинематографистов, то есть официальная, проправительственная организация, а некая частная фирма под названием "Россфильм", которую возглавляет Татьяна Воронецкая. Она-то и стала президентом фестиваля, и именно она стала на нем истиной в последней инстанции, то есть решала, что, кого и зачем приглашать в Оренбург. Это заметно снизило планку киносмотра, но, тем не менее, фестиваль становился регулярным, ряд встреч с видными деятелями кино был по-настоящему интересным (С. Соловьев, А. Прошкин, Г. Бардин). Фильмы, конечно, были разные, но заслугой отборщика Сергея Лаврентьева можно считать хотя бы то, что из 10 представленных на каждом конкурсе фильмов находилось 2-3 весьма неплохих.

При всем при этом необходимо отметить, что в настоящее время, в нашей стране проводится довольно большое количество кинофестивалей самых разных направлений, среди них есть солидные, зарекомендовавшие себя и высоким уровнем организации и интересным подбором фильмов и членов жюри с нестандартным мышлением (что, кстати, немаловажно!) Есть фестивали, как их называют сами организаторы – "второго ряда". И планка пониже, и фильмы пожиже. Но и те и другие имеют право на существование. И, если мы с полным правом можем признать этот факт, то с не меньшим правом можно признать и то, что практически исчез тот зритель, для которого это кино снимается.

Контраргументом может послужить то, что исчез и кинематограф, как факт искусства. Приведу недавний пример: совершенно случайно, бесцельно нажимая кнопки на телевизионном пульте, я внезапно наткнулся на старый советский фильм. Это было что-то про проблемы на производстве. Герой (его играл кумир миллионов Николай Рыбников) так активно занимался своим сталелитейным цехом (или каким другим – неважно), что перестал уделять внимание своей жене, в роли которой – одна из самых прекрасных женщин советского кино, Алла Ларионова. В общем, получился конфликт личного и общественного. Так себе фильм, скажу честно, примитивно, скучновато. НО – и в этом главная фишка! – этот скучный и старомодный советский фильм был на голову выше всего того, что производится сейчас на немалые деньги, и выдается за шедевр нового российского кино.

Что у нас хорошо умеют делать, так это рекламный продукт. Правда, получается, что рекламируемая овчинка абсолютно не стоит всей этой рекламной выделки.

Для того и существуют кинофестивали, чтобы там, в компании знающих людей постараться увидеть то, что по телевизору увидеть практически невозможно. Согласитесь, подавляющая часть наших сограждан за кинопродукцию искренне считает, что показывают на ТВ под бойкий рекламный слоган – "Смотрите кино, в 21:00" Проверьте, это совсем не кино.

Впрочем, будем справедливы – новое российское кино, конечно же есть, и даже вполне достойное, но посмотреть его можно, зачастую, только на фестивальных показах. За это мы и благодарим "Восток-Запад".

Спросите, что это я, все про российское кино? Ведь наш фестиваль имеет международный статус, но так уж получилось, что основной интерес и у меня, и у большинства моих друзей и коллег вызывает российская программа. Очень хочется увидеть все же, что живо еще наше кино. К сожалению, надежды эти, зачастую, не оправдываются. Так, одним из самых больших разочарований стали фильмы очень уважаемого мною Александра Прошкина "Райские кущи" и "Охрана". Еще большим разочарованием стал фильм президента фестиваля Татьяны Воронецкой под названием "Архипелаг", хотя в основе его лежал роман В.Бенигсена "ГенАцид" - весьма любопытная вещица. Не то, чтобы понравились, но во всяком случае, показались любопытными байопики про российских классиков – фильмы "Зеркала" (о Марине Цветаевой) и "Братья Ч" ( об Антоне Чехове и его семействе).

Конечно, фильмы класса А к нам не привозят, они сразу в Канны или Венецию летят. А то, глядишь, и были бы мы первыми зрителями потрясающего по эмоциональному воздействию фильма мошенника и растратчика Кирилла Серебренникова "Ученик" - за последние пару лет не видел ничего более сильного. А до этого Кирилл Семенович снял еще один великолепный фильм под названием "Измена" (не путать с сериалом "Измены"!!!) Но все это досталось зрителям Канн и Венеции.

Что же нас ждет на юбилейном фестивале? Лично я с нетерпением жду фильма "Хармс" российского дебютанта Ивана Болотникова, заявленного почему-то в международной программе. Также в международной программе заявлен и новый фильм Татьяны Воронецкой "Белые ночи" по Достоевскому. Надо будет выяснить, откуда вдруг такой расклад. Представляется интересным армяно-французский фильм "Браво, виртуоз", и немецкий "Дикая мышь". В российской программе жду "Рок" Ивана Щахназарова" и "Турецкое седло" Юсупа Разыкова, но, в первую очередь, дебютный фильм Кирилла Плетнева "Жги!".

С нетерпением жду премьеры документального фильма английского режиссера Марги Кинмонс "Революция – новое искусство для нового мира". Это – уникальный рассказ о зарождении и развитии русского авангарда. Это будет 29 августа в "Соколе", в 15:00. НЕ ПРОПУСТИТЕ!

Обязательно хочу отметить внеконкурсную программу юбилейного фестиваля. В первую очередь – это программа "Шаг", короткометражные опыты известных российских актеров, которым надоело быть под режиссерской пятой, и они сами решили попробовать вкусить этот нелегкий хлеб. В прошлом году этот опыт уже имел место и был признан удачным. Ныне, оргкомитет решил, что этот показ тоже станет конкурсным, и молодые таланты также получат своих Золотых Сарматских львов. Считаю – правильно.

Еще одной внеконкурсной программой станет "Кино Казахстана". Следует признать, что в последние годы казахское и киргизское кино переживают своеобразный ренессанс, творчество азиатских режиссеров высоко оценивают на целом ряде фестивалей. Так что, рекомендую. Хочу лишь сказать, что в прошлом году, также во внеконкурсном показе была интереснейшая программа о малых народах Севера. Но эти уникальные фильмы демонстрировались в кинотеатре "Сокол" в дневное время, в результате чего публики в зале практически не было.

Еще одна внеконкурсная программа называется "Выбор ФИПРЕССИ", то есть представителей профессиональной кинопрессы. Ничего не могу сказать, кроме как о том, что фильмом открытия станет лента известного французского режиссера Стефани Бриз "Жизнь" по роману Ги де Мопассана.

Скажу честно, особых откровений – не жду. Буду рад, если ошибусь.

Иван Бровкин. Киноман со стажем

Юбилейный кинофестиваль: раздумья Алексей Венецианов. Вот-те и батькин обед! 1824
  • 573
Еще материалы этого автора:
"Восток-Запад" - новые реалии в старых одёжках
2017-09-01 18:15:00

Друзья мои! А Сергея Лаврентьева-то изгнали. Человек, который девять лет был отборщиком фильмов для показа в Оренбурге, оказался неугоден. Татьяна Воронецкая, отвечая на вопрос – почему? – заявила, что он (Лаврентьев) в последнее время не развивался, его подборки носили тенденциозный характер и "новая культурная среда требует новых решений". Поэтому подбор фильмов на юбилейный фестиваль осуществлялся целой группой специалистов, которую, возглавляла – это видно из контекста выступления – сама Воронецкая. Что из этого получилось – попробуем разобраться.