«В России стараются сфотографировать то, что видно, а в Японии – то, что чувствуется»

2 месяца назад | 263
«В России стараются сфотографировать то, что видно, а в Японии – то, что чувствуется»

Интервью Данила Ведениктова с членами японской ассоциации фотографий на бумаге васи. Роль фотографии как формы искусства, значение васи для японской культуры, синтоизм в японском искусстве. 

С 9 июля по 15 августа в Выставочном зале Оренбургского областного музея изобразительных искусств проходит японская выставка «Washigraphphoto». На выставке экспонированы произведения современных японских фотографов – пейзажи и портреты, натюрморты и репортажные снимки, макроснимки флоры и фауны. Каждый из этих кадров наделен неповторимым обаянием японской эстетики и не только благодаря узнаваемым символам страны, таким как кимоно, бумажный зонт, аист, сакура, хризантема, гора Фудзияма, но, главное, художественным приемам – композиции, цвету, глубокому и созерцательному отношению к объектам съемки.

Все фотографии напечатаны на бумаге васи, которую традиционно производят из волокон коры гампи, а также из волокон тутового дерева и кустарников мицумата.

Члены японской ассоциации фотографий на бумаге васи (the Japan Washi Photo Association) во главе с Нобуаки Танака остаются в Оренбурге, пока проходит выставка. Мне удалось обсудить значение фотографии как формы искусства с господином Танака и двумя другими членами ассоциации Юма Масудзоно и Юки Кацунума.

– Какую роль фотография играет в истории искусства?

– Фотография сначала появилась в европейских странах. А именно во Франции в XIX веке. Затем фотография превратилась во что-то, что просто создаётся без мысли, а затем потребляется – тенденция, которая началась в ХХ веке. Осознав кризис, связанный с искусством фотографии, мы стали сотрудничать с Международным советом музеев (ICOM).

– Что особенного в бумаге васи?

– Традиции изготовления японской бумаги непрерывно передаются из поколения в поколение уже на протяжении более 1200 лет. Эта бумага особенная, она отражает душу её создателя. Тесные отношения между создателем и его бумагой, а затем и пользователем бумаги привели к тому, что васи стала неотъемлемой частью японской культуры.

Какая идея лежит в работах с растениями Юмы Масудзоно?

– Они связаны с мифологией. В Японии есть своя религия синто, там есть очень много богов. У всего есть боги. Эта религия чтит природу. Это фотографии богов, их невидно, но они всегда с нами. Мы не любим, когда всё только чёрное или только белое. Нас радует мысль о том, что в мире всё есть, он чем-то наполнен, это приносит в наши души радость. Важны не только заполненные места на фотографии, но и пространство. Если сравнить русское и японское искусство, в японском будет пространство. В русском его стремятся заполнить. Если посмотреть на какую-то живопись, хохлому, там не будет свободного места, где глаз может отдохнуть. В России стараются сфотографировать то, что видно, а в Японии – то, что чувствуется.

30 июля пройдёт лекция Нобуаки Танака, в которой он подробно расскажет об истории фотодела в Японии, возникновении бумаги васи и фотографах, повлиявших на его мировоззрение. Также будут представлены эксклюзивные фотографии в жанре ню, выполненные им самим. Адрес проведения лекции: Аксакова, 26 Багетная мастерская «Золотой квадрат».

 

Рубрикатор: #афиша_орен1 #колонки_орен1 #свойконтент_орен1

Автор: Данил Ведениктов

Читайте также: