Progorod logo

Все лучшее сразу. "Легенды старого Оренбурга" о здании на улице Советской, 60

4 августа 2020Возрастное ограничение

Сообщество "Легенды старого Оренбурга" опубликовало материал об архитектуре здания мэрии Оренбурга:

"Ребят, всем салют! Сегодня у нас очень интересный адрес: мэрия города - улица Советская, д.60.

Изначально здесь располагалось общество взаимного страхования от огня. Предназначалось оно для двух банков (с общим операционным залом на втором этаже). На пятом этаже были квартиры для сотрудников. В прежние времена так было принято: губернатор жил при канцелярии, директор гимназии - при школе, земский врач - при больнице. И ни в какой спальный микрорайон не надо было ехать после трудового дня. В здании были лифты — редкость по тем временам. Официально даты строительства обозначены с 1914 по 1916 год. Но говорят, что на самом деле строительство продолжалось до 1926 года. Уж больно в неподходящее время взялись строить: шла Первая мировая война.

Автор этого сооружения известен - архитектор Иван Федорович Курецкий. Вообще-то в конкурсе на проект здания победил петербургский архитектор Андрей Андреевич Оль в тандеме с Федором Федоровичем Шу. Но по его проекту строить не стали. Был приглашен Курецкий, который многое перенес из проекта Оля. Но, считает Смирнов, в отличие от Оля ему не хватило чувства меры и такта. Он перенасытил фасады лепными украшениями и орнаментом. При этом детали фасадов и интерьеров не всегда отличаются тонкостью прорисовки и изысканностью пропорций. Здание сделано грамотно, но аляповато. Это как если бы жена банкира, будучи купеческого происхождения (мезальянс, конечно, вряд ли банкир взял бы в жены купеческую дочь, но это для примера) надела бы на себя «все лучшее сразу» - и дорогое изысканное колье, и какую-нибудь стеклярусную бижутерию. В общем, с претензией, но без строгого вкуса.

Однако, дом по улице Советской, 60 - выдающийся памятник своего времени. В 1910-х годах в русской архитектуре в качестве примера для подражания брались памятники итальянского возрождения. Оль создал свой проект под впечатлением от поездки в Италию. И Курецкому были не чужды идеалы Ренессанса. Вот, пожалуйста, арки и полукруглые балконы - мотив Ренессанса. Но огромные окна-витрины – все-таки привет модерну. А нечетное количество колонн, да еще посредине здания? Это вообще нонсенс - говорит Смирнов. Опять дань модерну, в эпоху которого каноны не соблюдали. А вот эти бочкообразные колонны явно неорусского происхождения. В общем, эклектика — помпезный и сложный конгломерат архитектурных форм прошлого.

— Эклектика второй половины Х|Х века, но с использованием технических возможностей зпохи модерна, - уточняет спутник.

И обращает мое внимание на маскароны — две мужских головы под балконами третьего этажа. Уж больно лица у них не античные, по крайней мере, не дореволюционные. Оказывается, не мне одной так кажется. Многих одолевали сомнения. Видимо «отец города» Юрий Дмитриевич Гаранькин, чей кабинет располагался в этом здании, тоже был озадачен. И говорят, нашел данные, из которых следует, что один из изображенных - руководитель Народного дома, арестованный за то, что хранил фотографии голодомора. Другой – вроде бы прораб, который руководил реконструкцией здания в советское время. Так ли это, знают только сами маскароны, но они хранят молчание. Ну и ладно. А мы полюбуемся эффектной мансардой в виде сомкнутого свода. Она называется французской. Кусочек Парижа в Оренбурге. А вот скульптуры атлантов мне кажутся малохудожественными. Разве у атлантов бывают такие скрюченные спины? Понятно, держать своды здания на своих плечах нелегко, но на то они и атланты. Да и физиономии какие-то карикатурные. Мужчина со свитком в руках, попирающий ногой коринфскую капитель, воплощает строительство. Другой - в шлеме с крылышками - торговлю. Третий - с лопатой, серпом и колосом - сельское хозяйство. Четвертый - армию. А что же еще, если в руках щит и граната? По-видимому, гранату приделали в советское время при реконструкции. Раньше, скорее всего, был меч. Пятая скульптура с наковальней и шестеренкой - тяжелая промышленность. Если смотреть издалека, то выглядит эффектно. А вблизи — не очень. Но только вблизи это здание и можно разглядывать: оно не имеет открытого пространства перед собой. И из-за этого не очень вписывается в окрестный урбанистический пейзаж. Но это все равно не мешает ему считаться достопримечательностью и украшением Оренбурга. А у Станислава Смирнова и вовсе особое к нему отношение. Сам Смирнов благоустраивал вход в мэрию - по его проекту построен изящный навес, установлены стильные фонари. В общем, создавал гармоничную среду для памятника архитектуры. Чтобы тот чувствовал себя уютнее в новом столетии.

(© Наталия Веркашанцева || "Яркие Сезоны")".

Источник

Перейти на полную версию страницы