Progorod logo

Вечный сюжет. В Оренбурге 26 мая состоялась премьера кукольного спектакля «Саломея»

4 августа 2020Возрастное ограничение

Текст и фото: Нурия Гильманова

26 мая в Оренбургском государственном областном театре кукол прошла премьера спектакля «Саломея». Оренбуржцев так сильно заинтриговали анонсы спектакля, что собрался полный зал.

В основе постановки режиссера Олега Жюгжды – пьеса Оскара Уайльда, на свой лад трактующая библейский сюжет о падчерице правителя Иудеи Ирода Саломеи. Саломея знаменита тем, что в награду за свой танец потребовала принести ей голову пророка Иоанна Крестителя на блюде.

Пьеса началась с того, что на сцену вышли несколько актеров, что-то эмоционально рассказывающих друг другу на французском языке. «Туда ли я попал?» - наверняка задумались зрители. Но затем на сцене все же появились куклы, выполненные в необычной, мрачноватой стилистике. За каждой стояло по два кукловода, управляющих всеми, даже самыми мелкими движениями настолько искусно, что казалось, будто странные создания двигаются сами по себе.

Между прочим, у актеров театра была задача не только «дергать за ниточки» и озвучивать кукол (что само по себе уже сложно), но и еще играть слуг персонажей царственного происхождения. Удивительное взаимодействие людей и кукол как будто подчеркивало контраст между слугами и особами царской крови.

Но был среди кукол еще один удивительный персонаж – пророк Иоканаан, живущий в цистерне и изрекающий непонятные и недобрые предсказания. Кукла этого персонажа плавала в воде, что усиливало эффект от мистических пророчеств. То, что этот кукольный персонаж во всех отношениях не равен другому кукольному персонажу – Саломее, стало окончательно ясно в конце – когда вынесли заполнившую полсцены голову пророка, по которой падчерица Ирода легко могла гулять.

Кроме человеческих персонажей, в постановке была огромная смерть и даже скелетообразные павлины. От павлинов, кстати, Саломея горделиво отказалась, после чего они обиженно курлыкнули и удалились, чем вызвали смех в зрительном зале.

Интересны и использованные на «Саломее» декорации. Они все были круглыми – здоровенная луна, цистерна-колодец с отодвигающейся крышкой, для удобства зрителей поставленный набок, основной круг, на котором все происходило, стоящий то вертикально, то горизонтально.

С помощью всех этих средств и приемов актеры раскрыли на свой лад всем известный библейский сюжет. Ведь читая Библию мало кто задумывается о подробностях и додумывает детали - как Саломея услышала мощный голос пророка и захотела узнать, кто это, какой мог быть мерзкий смех у ее матери, как долго Саломея стояла и прислушивалась к тому, что происходит в цистерне - убит пророк или еще нет, что думали о ней слуги и так далее.

Конечно, спектакль поняли не все:
– Немножко нудновато было сначала, – призналась Ирина.

Но большинство оценило постановку все-таки положительно.
– То, как это сделано – однозначно вызывает восхищение, - рассказал Дмитрий. – Еще тема смерти зацепила – была ее тень постоянно, и как Ирод возмутился, что Христос смеет воскрешать мертвых! Запретить немедленно!

Две юные подруги Настя и Катя тоже остались от спектакля в восторге:
– Очень необычно, театрально, красиво, масштабно, – поделилась Катя. – Видно огромный уровень актерской игры, работы режиссера. Классно.

– Подписываюсь под катиными словами, – согласилась Настя. – Колоссальная работа - декорации, костюмы. Актерские решения и режиссерские ходы очень интересные.

Расходясь, зрители очень бурно обсуждали свои впечатления и эмоции. Неудивительно, ведь библейские сюжеты – тема «вечная», а в такой современной провокационной подаче история не может не задеть.

Фото смотрите в альбоме Орен1 ВК. Ссылка: https://vk.com/album-54408992_253943312.

Перейти на полную версию страницы