Progorod logo

Формула любви

4 августа 2020Возрастное ограничение

Первую половину первенства футбольный клуб «Оренбург» служил источником положительных эмоций не только для своих болельщиков. Обладая одним из самых низких бюджетов, скромным составом и практически неизвестным широкой общественности тренером, команда с Южного Урала взяла с места в карьер, и чуть было не закрепилась в верхней части таблицы.

А вот в межсезонье сыграли на контрасте, буквально огорошив футбольную общественность. Началось всё с отставки с поста президента клуба Владимира Гнездилова, которая поначалу казалась сокращением ненужных управленческих звеньев. А набор озвученных оснований к отставке казался чисто формальным. Кстати, напомним их:

— Вместе с тем трансфертная политика, которую он вел, признана недостаточно эффективной… Президент не выполнил задачу по поиску дополнительных спонсоров. В результате на конец года образовался дефицит бюджета, который усилиями учредителей удалось покрыть.
Оказалось, что Владимир Кияев, руководитель «Оренбург Газпром Добычи» и главный управленец клуба, именно так и думал. И тут же на горизонте возникла тень Марко Трабукки, футбольного агента итальяно-казахского происхождения, обладателя известной репутации. Большинство агентов обладают известной репутацией, но дон Трабукки первый среди равных. И сразу в коллективе и вокруг него возникла психологическая напряженность.

Болельщики в курсе произошедших событий, заявлений тренера команды Владимира Федотова и голкипера Александра Довбни, поэтому нет смысла их пересказывать. Возникает вопрос: зачем же тогда главе попечительского совета и президенту клуба топить собственный столь успешный проект? Можно, конечно, предположить, что Кияев прав, ничего особенного не происходит, и все публикации в прессе инициированы затаившими обиду отставниками («Думаю, все это идет от предыдущего менеджмента», — сказано в интервью «РИА.Новости.Спорт»).

Футбольный организм – штука тонкая и загадочная. «Оренбург» играет за счёт сумасшедшей мобилизации и самоотдачи, которую очень легко сбить. И да, в ситуации, когда оренбургский футбольный организм не понимает, чего от него хотят, он умеет чертовски эффективно восставать против чужаков, вспомните Темури Кецбая. Так же, как умеет настраивать против себя столичных пижонов, которых ранее призывал в свои ряды с надеждой на великие свершения. Смотрите пример с Прудниковым и вот теперь уже Гнездиловым (по утверждению Кияева). И Трабукки после будущего расставания, случись оное скандальным, ещё выпьет из нас кровушки, выпьет куда больше, чем Прудников и Гнездилов вместе взятые. Запомните этот твит.

Предположу, что при утверждении бюджетных планов на вышестоящем уровне с Кияева требуют обеспечить какой-то заработок самостоятельно. Типа, да, мы подкидываем «Зениту» пять миллиардов (цифры условные), но ведь ещё три он зарабатывает сам. Вот и вы расскажите, как к нашему миллиарду самостоятельно намолотите ещё триста миллионов (пудов оренбургского хлеба – шутка.). А в будущем чтобы наоборот, от нас 300, а миллиард — выхлоп от ваших усилий. Определённая логика в этом подходе имеется, и так на футбольных форумах задолбали остроты про клуб с берегов Невы, жирующий за счёт бабушек. В общем-то, правильная постановка вопроса, да?

А если так, то почему, собственно, и не Трабукки? Тем более, что региональный и городской бюджеты принять участие в спасении рядового Довбни ну никак не могут. С оренбургского болельщика не соберешь, были билеты по 300 рублей, приходило 5 тысяч человек на матч, сделай по 500, придет 3 тысячи, общие сборы те же самые, да и вообще, это несколько десятков млн руб. за сезон. До еврокубков, ещё один возможный источник доходов – как до морковкиной заговини. Поэтому только и остаётся уповать на изворотливость футбольных агентов?

Но тут встаёт концептуальная проблема. До недавних пор ФК «Оренбург» строился как механизм максимально эффективного расходования средств, определённых как благотворительный и социальный проект. И представьте, пока удачно получалось. В российской футбольной истории много аналогий не найдешь, гораздо чаще бездонные проекты заканчивались пшиком. Сейчас предлагается бросить всё и заняться как бы зарабатыванием. Как бы зарабатыванием… вот только на чём?

Если человек попадает по воротам в 10% случаев, он играет во дворе, если в 20-ти и повезет избежать травм, парня могут взять во вторую лигу, если в 30-ти — пригласят в ФНЛ, если в 40-ка — в РПЛ, в 50-ти — просмотр в сборной как минимум, и если раскрутить, превознести, восславить, то на сайте transfermarkt, где отслеживается стоимость футболистов, рядом с его фамилией скоро появится красивая цифра. Бинго?

Есть пройдохи, способные впарить бабушкам за 16 000 массажёры, которые на китайском сайте реализуются за 600 рублей. И все, абсолютно все, кто встроен в очаровательный бизнес раскрутки и продажи игроков, должен иметь аналогичные навыки, только на гораздо более высоком уровне. Но вы представляете Владимира Федотова обманывающим старушек, чтобы обменять дешевую пластмасску на пачку купюр? Вот и Трабукки не представляет, поэтому не видит Владимира Валентиновича в тренерском кресле. Ничего личного, только бизнес. Просто другая концепция развития клуба.

Действительно, если хочешь продавать игроков в европейскую тор-пятерку, у тебя не только тренер, но и помощник массажиста должен быть из какой-нибудь Андалузии. То есть менять нужно абсолютно всех, в том числе и Кияева со Столыпиным. И всё это ради нескольких миллионов евро дополнительного дохода. Которые нужны исключительно ради принципа, ибо никакой погоды не сделают. Оно того стоит?

В любом случае, если завтра Газпром будет ссуживать не миллиард, а 300 млн., будем играть в ФНЛ.

Лукиан Попов, «Ходоки на новые места»

Перейти на полную версию страницы