Progorod logo

Что дозволено быку, или Как украсть Европу, #урбановость

4 августа 2020Возрастное ограничение

Правильно или неправильно поступили городские власти, отказавшиеся пригласить журналистов на совещание в администрацию Оренбурга с участием членов Градостроительного совета? Да пусть их логика остаётся чёрным ящиком, только не надо забывать, что нехватка живых впечатлений восполняется тогда избытком предположений, иногда даже самого смелого толка. А что не приведены и не разобраны аргументы специалистов – ну извините, сами не дали возможности.

Между тем совещание, как явствует из кратенькой информации на официальном портале города, стоило, чтобы написать о нём подробнее. Ибо темы, которые на нём обсуждались, основательно затрагивают десятки тысяч оренбуржцев. Чтобы не распыляться, оставим пока в стороне планы благоустройства площади Ленина. Там еще недострой разбирать и разбирать, да и оптимальную схему движения транспорта в обход образовавшегося пространства разрабатывать и разрабатывать.

А вот о задумке установить одну скульптурную композицию в парке железнодорожников имени опять же Ленина (а не многовато ли, кстати, у нас всего имени Ленина на коротеньком отрезке от Драмтеатра до вокзала?) поговорить стоит не откладывая. На официальном сайте города, как всегда, и это в лучшем случае, ограничились двумя предложениями:

«Далее участники совещания заслушали Юрия Рысухина о предложении по установке в парке «Железнодорожников» объекта монументального искусства (автор заслуженный художник России Леонид Баранов). Юрий Алексеевич доложил о причинах сделанного выбора, месте планируемого размещения скульптуры, привел примеры аналогичных эпатажных скульптур в различных городах мира и предложил альтернативный вариант ее исполнения».

С бору по сосенке, добавить к сказанному получилось вот что. Рысухин рассказал участникам совещания, что в различных городах мира стоят аналогичные монументы и пользуются популярностью у туристов и местных жителей. Чтобы не повторять точь-в-точь чужие работы, екатеринбургский скульптор создаст оригинальный вариант скульптуры, которая называется «Похищение Европы». Кроме неё Рысухиным были подготовлены ещё пара эскизов для монументальной композиции: «Капитанская дочка» о четырёх фигурах и «Пуховый платок» с прядущей старушкой, молодой пуховницей и козочками.

Выбор Юрия Алексеевича в пользу именно «Европы» поддержал старейший архитектор города Александр Агафонов. Но главное, что в итоге к нему же, похоже, склонилась и высокая комиссия. Но пока что решающее значение имеет то, что в мэрии тоже так думают.

Однако вот именно что пока, поскольку обсуждаемая и получившая одобрение композиция вырвалась на народное обозрение. Которое, в свою очередь, вызвало лёгкую (а у кого и не очень лёгкую) прострацию. Потому что предлагалось вот это.

Что тут можно сказать?

Все мы так или иначе разбираемся в искусстве. На худой конец, мало в нём понимаем, но ко мнению специалистов относимся с уважением. И я лично как поклонник Микеланджело, Донателло и Челлини не имею ничего против творческих поисков и находок заслуженного художника Баранова. И хотя исполненный им Петр Первый на оренбургском Марсовом поле мне кажется излишне покоцанным авторской фантазией, признаю право мецената и хозяина этой территории Александра Зеленцова поставить именно такой памятник и именно там, где он пожелал. Любой каприз за ваши деньги. В конце концов, оренбуржцы полюбуются, полюбуются, да и привыкнут.

И дело не в том, что масштабно обновляемый, некогда всенародно любимый и посещаемый общественный парк это не получастный скверик в тихом уголке Оренбурга. И не в том, что ожидаемые пропорции Европы и быка причудливо искажены в пользу первой. И даже не в том, что Европина поза так и вопиёт о том, что она совсем не прочь быть похищенной. На всякий случай был представлен еще один вариант скульптуры, где обрывком полотна задрапированы самые уж интимные прелести её прелести (хотя Агафонов и оговорился при обсуждении, что «тогда скульптура утратит свою остроту»).
Ну утратит-не утратит, нынешние дети в интернетах и не таких Европ видели.

Просто даже на мой свободолюбивый взгляд мы будем иметь выдающийся, как говорят в киношной среде, мискастинг, явную ошибку, допущенную создателями фильма ещё на этапе отбора актёров на главные роли.

На одном конце главной аллеи парка – раскинувшаяся в художественной позе обнаженная Европа. На другом, через 200 метров – надмогильный памятник героям гражданской войны, погибшим в боях за Советскую власть. Один любой, отдельно взятый, напрочь портит всё настроение от другого.
Обе скульптуры просто-напросто взаимоуничтожаются.

Естественный вопрос: ну и в чём смысл? В чём необходимость поставить быка с Европой именно туда, и туда – именно быка с Европой? Да найдите вы место творению большого скульптора нашей эпохи, раз уж так хочется добавить городу эротичности, не против чего даже Александр Агафонов? Или вообще некуда пристроить, а очень хочется?

Кстати! У Леонида Баранова есть и еще аллегорические фигуры, зафиксированные в аналогичных позах! Как вам статуя, изображающая Фемиду образца 2015 года?

Я бы взял! Поставить можно, например, напротив входа в областной суд. Со зданием УМВД напротив будет очень славно гармонировать!

Рубрикатор: #блоги_орен1
Хештег: #урбановость #урбановость_орен1
Автор: Дмитрий Урбанович
Иллюстрации: Похищение Европы, "Фемида", Л. Баранов, дизайн-проект
Редактор: Виталий Койрах

Перейти на полную версию страницы