Progorod logo

Большие усилия. О работе футбольного тренера, интервью Орен1

4 августа 2020Возрастное ограничение

Почему люди выбирают футбол своим основным занятием, какого быть тренером в 19 лет, с какими трудностями сталкиваются в этой сфере — на эти и другие вопросы ответил футбольный тренер Илья Амелин, с которым специально для Орен1 побеседовала Арина Дарбаева из Школы журналистики «МEDIAВОЛНА».

— Расскажи для начала о себе. Сколько тебе лет? Где и на кого ты учишься?
— Меня зовут Илья Амелин. Мне 19 лет, учусь в ОГУ, на втором курсе. Играю в футбол, тренирую детей в футбольном клубе.

— Как появился футбол в твоей жизни?
— Если честно, уже не помню с чего всё начиналось. В детстве мы часто с братом проводили время на улице, играли в разные игры с мячом. Конечно, футбол был самой любимой игрой. Помню, выйдем на улице утром, а заходим только поздно вечером! Удивительно, но мы ни на секунду не уставали! Так и проходило наше детство. С того времени футбол и появился в моей жизни и никогда уже не исчезал.

— Ты с самого детства хотел стать футболистом?
— У меня никогда не было какого-то плана стать спортсменом. Мне просто нравилось играть в футбол, нравилось бегать, к цели (бороться за мяч), побеждать. К тому же, это командная игра. Она способна сплотить людей. Надо было чем-то занимать своё детство, просто потом это увлечение переросло во что-то большее.

— Как так получилось, что ты стал тренером детей в футбольном клубе?
— Мне всегда нравилось проводить время с детьми. Именно поэтому я пошел учиться в школу вожатого, затем поехал уже вожатым в лагерь. Разные игры, конкурсы, эстафеты с детьми — как это может не нравиться? Тем более, я неплохо с ними ладил, несмотря на то, что возраст у всех детей совершенно разный. Конечно, после того, как смены заканчивались, мне этого не хватало. И я решил совместить то, что мне нравится — спорт и общение с детьми. Стать детским тренером, мне показалось хорошим решением. Сначала я пошел в одно место, там мне не понравилось. Потом так сложились обстоятельства, что уже мне предложили работать там, где я работаю сейчас. Так и получилось, что я стал тренером детей в футбольном клубе.

— Сколько групп ты тренируешь и какого возраста?
— На данный момент у меня четыре группы, дети с трех до шестнадцати лет.

— Как тебе удалось найти общий язык с детьми?
— Мне очень сильно помог опыт работы вожатым. Лагерь сделал меня общительным и коммуникабельным человеком. Поэтому идя на работу тренером, я знал, как найти подход к любому ребенку.

— В спорте жалеть никого нельзя. Что ты делаешь, если дети ленятся или не слушаются?
— Если честно, в спорте вообще нет такого понятия, как «жалость». Просто каждый сам должен понимать, для чего он сюда пришел. Если дети понимают, когда я им делаю замечания, то мы обходимся просто предупреждениями, потом уже ставлю в угол, не даю задание, пока не подумают над своим поведением. Со взрослыми уже идут коллективные меры, там все за одного: провинился один — приседания или отжимания всем.

— Тебе всего 19 лет. Гордишься ли ты собой?
— Скорее нет, не горжусь. Да, мне 19, почти 20. И я считаю, что в этом возрасте совершенно нормально зарабатывать деньги, работать. К тому же, многие в этом возрасте добиваются намного большего, чем я. Я просто рад, что я могу заработать деньги тем, что я люблю. Само осознание того, что я для кого-то полезный, заставляет меня работать над собой и идти дальше.

— С какими трудностями ты сталкиваешься в роли тренера?
— Трудностей, на самом деле, очень много. Сначала было сложно найти контакт с детьми, стать для них именно тем человеком, которого они захотят слушать. Дальше было сложно найти контакт с родителями детей, ведь для каждого родителя его ребенок обладает особым талантом и ему нет равных. Также трудности возникают во время турниров. Каждого ребенка нужно поставить на позицию и поставить так, чтобы он приносил пользу всей команде. Это сложно, ведь никто вратарями и защитниками не рождается. В общем, сложности есть и их хватает, но они, конечно, решаемы.

— Мешает ли спорт твоей учебе?
— Абсолютно не мешает. Наоборот, иногда даже помогает. Спортсмены нужны всегда и везде.

— Как ведут себя дети на турнирах?
— Каждый ведёт себя по-разному. Каждый хочет как-то показать себя. Лиг у нас в городе много, есть не только городские, но и областные. В них мы участвуем почти год. Некоторые дети волнуются, некоторые показывают себя совсем с другой стороны, о которой я даже не догадывался. Поэтому турниры — это весело. Во-первых, они получают эмоциональную разгрузку, да и для родителей радость смотреть на игру своего ребенка . Труднее всего на турнирах, мне кажется, тренерам. Переживаешь за каждого ребенка, там уже нам не до веселья.

— Как родителям понять, что их ребенку подойдет футбол?
— До шести лет нужно просто, чтобы ребенок развивался. Какие-то общие спортивные нагрузки. Если нравится футбол, отдайте в футбол, не понравится — уйдете. В этом возрасте важно слышать желания ребенка.

— В каком возрасте надо приводить ребенка на футбол?
— Оптимальный возраст: это пять, шесть лет. К этому времени ребенок начинает осознавать вообще, что такое футбол, его можно чему-то научить, каким-то действиям, а не только принимать мяч. А так, можно отдавать ребенка в спорт с трех лет.

— Как твоя мама относится к футболу?
— К самому футболу — никак, но к тому, что я тесно связан с данным видом спорта, мама относится положительно. Она всячески мне помогает, оказывает помощь, если необходимо. Радуется моим победам, радуется победам детей, которых я тренирую.

— Не кажется странным — ты еще сам почти ребенок, а уже тренируешь других?
— Нет, мне не кажется это странным, потому что я в свои 19 уже достаточно много где поиграл в футбол. Да и к тому же, я также развиваюсь, работая с детьми. Поэтому это такое взаимовыгодное сотрудничество.

— Были ли в твоей жизни какие-то тренеры, которые больше всего запомнились?
— Был человек, который организовывал команду, учил нас каким-то хитростям, за счет него я очень многому научился. Именно он выбрал меня в ту команду, в которой играю я сейчас. Он заметил меня и позвал, хотя вместе со мной там играют игроки на 5-6 лет старше меня. Сначала мне было сложно, но именно это мне очень помогает сейчас. Я ему за это очень благодарен, да и вообще, я рад, что познакомился с ним.

— Как тебя называют другие тренеры и дети?
— Тут всё очень просто: для всех я Илья Сергеевич. Но малыши, конечно, иногда называют просто тренером.

— Сейчас, во время самоизоляции идут ли какие-то занятия с детьми?
— Да у нас все также продолжаются тренировки, только в другом режиме. Каждый день мы скидываем детям ряд упражнений, которые они должны выполнить самостоятельно, после чего скидывают нам видео проделанной работы.

— Что ты понял за всё время работы?
— Понял, что эта работа — очень большой труд. К каждому ребенку нужно суметь найти правильный подход, конечно, на это затрачивается большое количество нервов и сил. Дети, в свою очередь, повлияли на мое мировоззрение. Сейчас я могу работать с детьми разного возраста совершенно спокойно. Ну и, конечно, стоит сказать о моей стрессоустойчивости, которая достаточно сильно изменилась с появлением в моей жизни этой деятельности. Я стал более спокойно ко всему относиться. Это очень сильно помогает мне в учебе, не считая того времени, когда идет сессия.

— Какой совет ты мог бы дать начинающему футболисту?
— Главное, любить этот спорт и понимать, что для достижения какой-либо цели нужны большие усилия. И, конечно, слушать тренера, уметь его слышать.


Рубрикатор: #подробности_орен1
Автор: Арина Дарбаева
Фото: из архива И. Амелина
Редактор: Нурия Инюцина

Перейти на полную версию страницы