«Привет» из Домбаровки: о жизни поселка в первую военную зиму
Автор: Наталья Русинова
«Орен1» продолжает изучать архивные документы военных лет.
Списано на войну
За два года перед началом войны шахтерский поселок вырос и обустроился так, что его обитателям могли бы позавидовать жители уже «взрослых» районных центров. Все делалось для удобства рабочих и их семей. Построили в Домбаровке замечательную баню, поставили туда новое оборудование. Заработали там большой хлебзавод, больница, замечательный клуб и даже несколько школ и техникум. Только воспользоваться многими радостями жителям в годы войны было практически нереально.
Сельчане, помимо обязательных нарядов, направляли на фронт и дополнительные партии продовольствия, теплой одежды и иных необходимых вещей. Они так же, как и другие жители области, учились военному делу в свободное от работы время, изучали навыки первой медицинской помощи. Собирали деньги на изготовление танков «Шахтер». Сами бы могли жить вполне сносно, даже с учетом военного положения. Но организаторская неповоротливость сельского руководства превратила жизнь поселка из трудной в невыносимую.
В январском номере «Чкаловской коммуны» появилось письмо из Домбаровки, подписанное Б. Ямпольским. Не жалобное. В нем с толикой юмора описывалась ситуация, сложившаяся в поселке. «Война. Она изменила образ жизни, заставила о многом позабыть, от многого отказаться. Но вот беда: кое-кто из здешних руководителей решил – раз война, то о бытовых нуждах населения не следует заботиться», – писал Ямпольский.
«Воды нет»
Как уже было сказано выше, в поселке «Домбаровшахтстроя» была замечательная новая баня с хорошим оборудованием. Но на одном лишь факте ее наличия все достоинства заканчивались. Потому что воспользоваться данным благом цивилизации и помыться в ней сельчане не могли. Посетителей встречала табличка: «Воды нет». Однако вода периодически появлялась, правда, была в наличии непродолжительное время – от силы час-два и без всякого расписания. Но даже если некоторые везунчики и попадали в баню именно в это благодатное время, их здесь ждал другой сюрприз – из кранов текла либо ледяная вода, либо кипяток. По словам автора письма, и жители, и руководство поселка с этой бедой «сжились», все привыкли и решения проблемы никто не видел. А выход-то был, подсказывал Ямпольский. Необходимо углубить колодцы и правильно регулировать подачу воды. «Летом это сделать не удосужились, вспомнили лишь теперь, в суровые зимние дни», – резюмировал он.
С водозаборными колонками дела обстояли не лучше. Огромные очереди у них люди выстаивали на 30-градусном морозе часами. Воды не было. А долгое и мучительное ожидание вознаграждалось мутной, с большой примесью глины, жидкостью, которую предстояло далее очистить своими силами, дабы она стала пригодной к употреблению.
Сапожник без сапог
Что добывали шахтеры «Добмбаровшахтстроя»? Конечно, уголь. И добывали его в достаточном количестве. Как выяснилось, даже в этом случае жителей ждала непредсказуемая проблема с наличием топлива. И к тому же совершенно неразрешимая. «Топить, собственно, есть чем, – писал Ямпольский. – но вот добиться доставки угля на квартиру – вещь почти невозможная». Он привел для примера историю стахановца шахты №1 Фаустова. Бедолага без малого два месяца обивал пороги коммунального отдела треста «Домбаровшахстстроя», выпрашивая доставку давно проплаченного им угля. А пока коммунальщики неторопливо «рассматривали» его просьбу, сам шахтер бегал с ведерком по соседям, добывая взаимообразно уголь у них, до будущего получения собственного «топливного пайка».
Казалось бы, не удивительно, что в военное время кругом возникают те или иные трудности. Особенно с транспортом, которого не хватало катастрофически всюду. Да вот только проблема эта в Домбаровке оказалась абсолютно необоснованной – в тресте, на конном дворе содержалось несколько десятков лошадей. Такой роскоши могли позавидовать другие районы. Требовалось лишь грамотно распорядиться животными, и доставка топлива была бы обеспечена.
О дефиците хлеба, закрытых столовых и лошадях в здравоохранении
Тяжестью военного времени прикрывались все, кто мог. Особенно этим пользовались работники торговли. Как сообщил Ямпольский в своей заметке, именно они придумали для себя самую большую скидку на военное время. А отвечал за работу торговой сети в поселке некто Бондарев. Магазинов было много, только для населения они стали недоступными. Расписание их работы каждый продавец устанавливал на свое усмотрение и желание. Невозможно было угадать, когда и какой магазин будет работать. А кроме этого, хлеб отпускался не на всех торговых точках, что приводило к созданию больших очередей. Мало того, что несколько часов жители выстаивали за водой на колонках, так еще и хлеба надо раздобыть и дождаться.
С пунктами общественного питания ситуация была не многим лучше – две поселковые столовые в первый же год войны стали «закрытого» типа. К тому же, пропуски в эти столовые выдавались лишь одиноким людям.
Здравоохранение в Домбаровке работало, но лишь в пределах больничных стен. Такая услуга, как вызов врача на дом, стала недоступной. И не по причине нехватки врачебных рук. А, как ни странно, все по тому же поводу, что и отсутствие доставки угля шахтерам – якобы нехватка транспорта, то есть лошадей. Такой отказ получали и те жители Домбаровки, которые жили в непосредственной близости от больницы.
«Руководители домбаровского торга, коммунхоза и райздравотдела решили, что за трудностями военного времени никто не заметит их безделья», – подвел итог своему рассказу Ямпольский.
фото с официального сайта поселка Домбаровский