Ван Дамм поднимается с колен
Семьдесят лет назад закончилась Великая Отечественная, но не Вторая мировая, которая длилась еще почти четыре месяца и завершилась лишь 2 сентября подписанием акта о безоговорочной капитуляции Японии.
И вот теперь, думается, самое время вспомнить – а почему же она вообще началась?
***
1939-й год, октябрь.
Подшивка "Чкаловской коммуны".
Сообщение ТАСС и перепечатка передовицы из "Известий".
Время - просто страшное, предгрозовое, искрящееся опасностью.
Три могучих мировых силы сходятся в поле - нос к носу, клык к клыку. Но сражаться каждому против двух противников разом – невозможно. По олимпийской системе, "на победителя"? Так тоже не делается… До последнего момента не было определено, кто останется в одиночку против других двоих.
Напав на Советский Союз в 41-м, Гитлер оставил себя в одиночестве. Между СССР и миром западных демократий был заключён союз, и прочие варианты остались в альтернативной истории. Но до того возможны были все три.
Советский карикатурист Борис Ефимов.
На большой Европейской дороге, 1940.
Перед нами два свидетельства из нашей областной газеты, 75 лет желтеющие в подшивке.
Власть и тогда использовала прессу для создания общественного мнения, политика международная была тесно связана с политикой внутренней. А дипломату, как сказал Талейран, язык дан для того, чтобы скрывать свои мысли.
Но зная дальнейший ход истории, сегодня мы можем убедиться в том, что он не был предопределён. Больше того, в 1939 году намечалась чёткая сторона связи между двумя вершинами треугольника – СССР и гитлеровской Германией - против третьей точки, стран Запада.
Английский карикатурист Дэвид Лоу.
- Если у британцев не вышло, может быть, нам повезёт?
(Надпись на двери: «Офис мистера Молотова).
Газета «Evening Standard», 29.07.1939
Не сделаю открытия, если скажу, что политические технологии в основном все одинаковы. «Мы молодцы, а они подлецы», как выразился один персонаж у Е.Шварца, – вот что надо вселить в сознание масс.
Человека толпы надо обработать интеллектуально и эмоционально, то есть не только дать ему тезис, но и привязать этот тезис к личным эмоциям.
«Учение Маркса всесильно, потому что оно верно!», «Наше дело правое, победа будет за нами!», «Там, где партия – там успех, там победа!»
На Силе должна развеваться сверкающая накидка правоты, морального превосходства. Наш враг грозен, но наша Сила правее. Это стратегия любого агрессивного режима.
Она весьма результативна, если сможет проникнуть в эмоциональные тайники массы.
Сколько перетерпел отличный парень Рэмбо в классическом боевике «Первая кровь», сколько унижений перенёс? «Там я управлял техникой стоимостью в миллион долларов, а здесь не могу работать даже парковщиком»... Сколько чистят харизму замечательному парню Ван-Дамму, прежде чем он дрожа от напряжения сил встанет с колен и начнёт методично навешивать внезапно ослабевшему противному противнику? Так и в большой политике. «Однообразны сценарии Твои, Г-споди, как в Голливуде», - вздохнул однажды Э.Лимонов.
Комментированный пересказ сообщений прессы тех лет, - вот что я хочу произвести тут. Вот как обрабатывала власть советский народ три четверти века назад.
Тем, кто автоматически захочет искать в моей позиции происки «пятой колонны», предлагаю сначала уяснить тезисы советского руководства, убеждённо и пафосно провозглашаемые в этих двух только газетных материалах начала октября 1939 года: Гитлер прав! Руки прочь от Гитлера, презренные и растленные Штаты, британские и французские милитаристы! Осуждая прекрасного парня Гитлера, вы разжигаете войну – но мы с Гитлером вас предупреждаем: грех будет на вас! Да падёт ваша кровь на вашу голову! Не вынуждайте!
Если это звучит несколько неожиданно, то прошу заметить: информационный повод, как говорится в тех же журналистских кругах, здесь – не моя интерпретация, а само содержание важных, исторически важных текстов: сообщения ТАСС от 6 октября и передовой статьи газеты «Известия» от 9 октября 1939 года.
Надо напомнить исторический фон, на котором появились эти две статьи. 23 августа заключён пакт Молотова – Риббентропа, согласно которому два мощных и воинственных режима разделили между собой Польшу.
Американский карикатурист Герберт Лоуренс Блок.
1 сентября германская армия вошла в Польшу с Запада, 17 сентября советские войска – с востока. Советская пресса заполнилась репортажами о восторженной встрече наших военных местным населением.
Два материала, о которых я говорю с вами сегодня, в начале октября подтверждали верность сталинского режима курсу сближения с гитлеровской Германией, начавшегося с эффектного захвата очень вежливыми солдатами совершенно чужой территории. Информационная поддержка в прессе – полная: счастливые лица и слова западноукраинских и западнобелорусских крестьян, избавившихся от злого гнёта польских панов, счастье жить в великой стране мудрого и благородного Сталина, доказательства того, что Польша – и не государство вовсе было, мечты о благодатной и привольной жизни при колхозной системе, при единственно справедливом советском строе. Сценарии однообразны – зачем от добра добра искать?
А теперь пора уже прочитать собственно две октябрьских статьи 39-го года.
Позволю себе по ходу интерпретации приводить параллельные цитаты из хорошей литературы, политические карикатуры художников разных стран.
***
Итак, документ первый. Информация Телеграфного агентства Советского Союза о программной речи вождя (фюрера) НСДАП и канцлера Германии, в рейхстаге.
Отметим кстати, что в обоих документах Гитлер ни разу не назван по должности, просто «Гитлер отметил, Гитлер заявил»: в восприятии советской идеологии он уже – самодостаточная, знаковая фигура мировой политики.
Как ТАСС передаёт содержание речи будущего страшнейшего преступника в истории человечества? Перескажу с применением речевых оборотов оригинала и выводя на поверхность его эмоциональный подтекст.
Польша завоёвана. Оправданием завоевания Польши стало завоевание Польши. - Как это? - Она завоевалась легко, а значит, была нежизнеспособной, ну а следовательно - и не имела права на существование.
Да и как было не завоевать! Германская армия подвергалась постоянным оскорблениям, а поджигатели войны стояли за Польшей. Гитлер вносил мирные предложения нескончаемым потоком, но над ним лишь издевались как над слабаком. Думаете, не обидно? Ещё как обидно! Но когда-то Ван Дамм должен был встать?
Цитата-параллель.
«Меня очаровал рассказ о том, как он попал в руки бандитов в Сирийской пустыне («сопровождал Леди к гробницам»). Когда эти негодяи грозили похитить его прекрасную спутницу, чтобы потребовать за нее выкуп, он предложил себя вместо нее. Но бандиты, очевидно, сочли Леди более привлекательным заложником и отказались. Кралевский ненавидел кровопролития, но что может поделать джентльмен в подобных обстоятельствах? Он убил всех шестерых ножом, спрятанным в сапоге» (Дж.Даррелл. Моя семья и другие звери).
Германия и СССР, эти два величайших в мире государства, заложили прочную основу для длительного и счастливого сотрудничества в деле ликвидации очагов войны и обеспечения безопасности народов.
Отсюда "достаточно ясно" видно, что германские планы экспансии на Украину, Урал, Румынию "и т.д." (несколько странный перечень, не так ли?) - вздорная выдумка.
Германия заключила договоры о ненападении со всеми, кто только согласился жить в мире (германском?). К Франции базаров нет, Англию - просто достали предложениями мира и дружественности!
***
Цитата-параллель.
«…воцарился великопостный дух смиренномудрия, терпения и любве. Подчеркиваем, люб-ве.
Такие все стали вежливые, добрые, голубоглазые, что вот-вот снимутся с насиженных мест и переедут на постоянное жительство в Ясную Поляну, громко проповедуя по дороге вегетарьянство, воздержание и опять-таки великое чувство любве к посредственным произведениям.
Со всех сторон доносится какой-то безубойный шепот: «Я никого не ем».
Джентльменство, сверхъестественное джентльменство разлито в воздухе. Все время пахнет вежеталем, манной кашей, чувствуется приторная тёщина ласка» (И.Ильф, Е.Петров. Мы уже не дети).
Разделить послепольское пространство - единственная оставшаяся в Европе задача. Она требует напряжённого, благородного труда (агрессоры очень любят призывать к напряжённому труду).
Войны, конечно, алчут лишь "международные банкиры" - не они ли толкали Польшу набрасываться на скромницу-Германию? "Совпадение? Не думаю..."
Английский карикатурист Дэвид Лоу. Рандеву
Гитлер: - Подонок общества, если я не ошибаюсь?
Сталин: - Кровавый убийца рабочих, осмелюсь предположить?
Газета «Evening Standard», 20.09.1939
***
На третий день, 9 октября 39-го, наши "Известия" от своего лица сочувственно пересказывают основные положения речи Гитлера. (Областная "Чкаловская коммуна" мгновенно – назавтра! –перепечатывает вчерашнюю известинскую передовицу).
Но что значит - от своего лица? Не газета же солидаризируется с политикой Германии! Статью писали Молотов и Жданов, правил для печати лично Сталин.
"Известия" подхватили арию миролюбивых борцов из оперы "Миролюбивая борьба за мировой мир после борьбы".
Комментированный пересказ этой известной статьи:
(Как мы помним, настоящими поджигателями войны Гитлер назвал "международных банкиров"). То-то английские и французские газеты ополчились на Гитлера и гитлеризм! Это до чего же надо ненавидеть всё германское, чтобы ухитриться улицезреть в "гитлеровском духе" главный и единственный источник военной опасности не только в Европе, но и во всём мире! Вот же - врут и глазом не моргнут!
Вот она, опасность: "борьба против идеологии гитлеризма выдвигается в качестве основной и даже единственной цели современной войны". Пдонки. Шовинисты. Пятая колонна европейская! Ведь знают же прекрасно, что огнём и мечом нельзя уничтожить никакой идеологии, никакого мировоззрения. На гитлеризм они замахнулись, посмотрите на них! Лаптями! И это!
Цитата-параллель.
Умный нашелся! Войну ему объявить! Лаптями! Его! Тоже! И это! Сразу как это всё! А что он знает вообще! И кто он такой! Ещё куда-то и лезет, я извиняюсь. (В.С. Черномырдин о предложении Зюганова объявить войну НАТО).
***
Можете уважать или ненавидеть гитлеризм (мы вот - уважаем), как и всякую систему политических взглядов. (Покуда мы разрешаем). Это - даже дело вкуса, мы добрые же! Но из-за какого-то надуманного, приведём в кавычках эту безумную фразу, "уничтожения гитлеризма" (тфу, как только язык поворачивается!) затевать войну?! Назовём это пока англо-франко-банкирской "преступной глупостью". Как это расшифровывается - узнаете вскоре, вскоре.
Образы-знаки используем, сознание программируем: "правящие классы", "факты говорят обратное", "прикрывали земные и практические устремления", "иные цели", "мировое господство"...
Вот же - и мудрый интеллектуал (подведите, кого там отыскали? а, давайте его сюда) Б.Шоу страстно призывает немедленно заключить мир! С Германией! (нельзя так откровенно, сэр Бернард!) ...и со всем остальным миром! (Вот так-то лучше, не надо акцентировать на Германии, на неё и так клевещут негодяи. У, фашисты!)
А вы как думали? Британские и французские крупнейшие колониалисты просто опасаются германских притязаний (эй, наборщики! а где слово "справедливых"?!) и прямо заинтересованы в войне. Мирные германские предложения вас что, не устраивают? Ах, не виидите! Ах, игнориироваете! Значит - развязываете! Значит, ответственность на вас, значит, вы первые начинаете!
Ладно, ребята, а теперь слушайте наше резюме: мир или война - так стоит вопрос! А вы, как мы поглядим, вообще за войну! Да как же вы не за войну, коли вы, как мы поглядим, вообще против мира! Вот до чего, и то ничего! Ну, вам това... генос... госпо... Гитлер, в общем, предлагал-предлагал по-хорошему, а вы всё развязываете? Ну, что может поделать джентльмен?.. Доиздевались вы над добрым Рэмбо!
***
Пересказ закончен. Статьи построены Слабым кажется мне лишь окончание передовицы. Не даёт оно заключительного аккорда; как будто не дописали. Странно...
Мой сарказм относился лишь к той наивности, которой нужно обладать, чтобы принимать весь излившийся свыше пафос за чистый поток нравственности. Этот сарказм не относится к людям, лишённым дополнительных источников информации: в ту эпоху практически все читатели газет, во всех странах верили напечатанному. Не имели возможности не поверить, не с чем было сравнить.
Новизной мой вывод не взблеснёт, не ослепит.
Безубойный шепот «Я никого не ем» всегда доносится со всех сторон. Мощные исторические процессы-потоки лишены морали в индивидуально-человеческом, гуманистическом то есть смысле. Но для своей силы они бурят на воду в человеческих душах.
Цитата-параллель.
"А л ё х а. Ура!
П р о х о р о в. Это ты к чему, дурак, крикнул "Ура!"?
А л ё х а. А потому, что они разобщены. И мы их передушим, как котёнков!
П р о х о р о в. Как ты думаешь, Гуревич: передушим?
Г у р е в и ч. Да душить-то пока зачем? Так уж сразу и - душить! Миротворнее нас - нет среди народов. Но если они и дальше будут сомневаться в этом, то в самом ближайшем будущем они и впрямь поплатятся за свое недоверие к нашему миролюбию" (Вен.Ерофеев. Вальпургиева ночь, или Шаги командора).
Судить надо не по словам, а по делам.
