Смесь с косой
Пять лет назад рядом с орским городским УВД открылся магазин с примечательным названием «Кумар». Тогда курительные смеси, как оплот долгожданного легалайза, вторглись в моду, вытесняя привычную дурь.
— Этот накатывает медленно, но приход долгий, — стучал по витрине пальцем продавец, указуя на пакетики с веществами, — этот рубит жестко и по полной.
У крыльца и в недрах салона продаж ошивались студентики, школьники, безработная гопота с окраин, стажированные «пыхари». Из аптек вдруг исчезли пипетки. «Кумар» спустя некоторое время прикрыли, когда наверху ряд миксов — обычную траву пропитанную определенным составом синтетики — внесли в списки запрещенных.
После этого продажи спайса, равно как и цены на него только росли. Спросите у любого орского питурика. JWH вошел в нашу жизнь. JWH вошел в моду.
Сегодня продажа смесей в провинциальном Орске удел высоких технологий. Времена настенной рекламы и объявлений типа «Легал» с номером телефона в прошлом. Продают через сайты, форумы, соцсети, скайп, ICQ. Интернет становится главной площадкой для бесконтактной торговли наркотиками. Появился целый сектор экономики, в котором инновационное развитие на стыке фармакологии и IT-технологий происходит особенно бурно. Жаждущий сладкого дыма делает заказ, оплачивает его через терминал и получает адрес «закладки» — в подъезде, на детской площадке, в кустах.
Два дня назад у одной из многоэтажек орского спального района в пыли лежал молодой человек. Предкоматозное состояние, едва уловимые признаки жизни. Самые добрые аборигены вызвали врачей. При госпитализации у парня выпал из кармана пакетик с растительным веществом. Сам он спустя ночь, благодаря интенсивной терапии, пришел в сознание. Уже успех- вздохнули медики. На фоне-то череды смертей прокатившихся по стране. Неделей раньше два голых укуренных парня кидались на проезжающие авто. До этого из окна соседской пятиэтажки вывалился другой «пыхарь», отделался испугом прохожих и трещинами в костях. Знакомый рассказывал про школьника, которому мешала голова, и он пытался ее отпилить. И его друга, который считал свое тело заклинившим космическим скафандром и пробовал расковырять его ножом.
«Спайсы», «соли», «скорость» и ингредиенты для их производства ввозятся в страну вагонами. Все это как с пиротехникой, в том смысле что делают ее в Китае, а взрывается у нас. В июне наркополицейские задержали двоих 27-летних парней, которые устроили из съемной орской квартиры нарколабораторию. В арендованной «химичке» они готовили курительные смеси из высококонцентрированных синтетических растворов. Здесь же фасовали по пакетикам для сбыта. Всего в ходе обыска квартиры было обнаружено и изъято 5 килограммов наркоты. Объемы, изъятые в отдельно взятой квартире, говорят о спросе.
Молодежные наркотики стоят копейки, достать легко, поэтому основные потребители — поколение, родившееся в нулевые. Выбор огромный. Убойная сила сама разная.
Запретить эти средства невозможно, так как многие состоят из разрешенных компонентов, и если объявить вне закона всё, из чего можно сделать наркотики, под запрет попадет даже гречка.
Законодательно борьба с наркотиками выглядит так: правоохранители мониторят состояние наркорынка, анализируют новые изъятые в ходе рейдов вещества на предмет химического состава — и обновляет список запрещенных препаратов. Хитрые наркопрозводители более чем преуспели в обходе формальной буквы закона: как только один вид синтетического каннабиоида попадает под запрет, синтезируется новое вещество, почти с теми же свойствами, но немного другим составом. На новое вещество запрет уже не распространяется, тем более что спрос и каналы сбыта раскручены.
Практическая борьба с оборотом осуществляется как в бородатом анекдоте, где алкаш искал рубль не под забором, где потерял, а под фонарем, потому что тут светлее. Наркотики попадают под запрет не там, где они действительно существуют и где действительно опасны, а там, где их легче учесть. Легко ужесточить учет наркотиков в больницах. Легко ввести тестирование на наркотики в школах, особенно если посылать в школы тесты на те наркотики, которые вышли у подростков из моды сто лет назад. Легко ввести рецепты на кодеиносодержащие препараты…
Знакомый нарколог — интеллигентнейший человек — сидел у меня в гостях и ругался трехэтажным матом, помятуя всех, так или иначе связанных с курительными смесями.
— Если героинового наркомана можно зачастую буквально вытащить с того света, прокапать, снять ломку, то со «спайсами» и «дживиками» все гораздо сложнее. Они даже наркоманами себя не считают. То есть реабилитация здесь бесполезна.