Градостроительный коллапс - кому он нужен?
4 августа 2020Возрастное ограничение
Текст: Александр Агафонов, Заслуженный архитектор Российской Федерации, главный архитектор Оренбурга 1980-1990 гг.
Фотографии: Дмитрий Урбанович ПРОЕЗЖАЯ ПО УЛИЦАМ ГОРОДА, ЧАСТО ЗАДАЮ СЕБЕ ВОПРОС: «Почему в последние годы ведется такое строительство? Оно совершенно непонятное, не поддается логике, здравому смыслу! Высотные жилые дома в 16-20 этажей возникают в самых неожиданных местах, будь то одноэтажный частный сектор, промышленная или складская зона, улица, предназначенная для расширения с целью пропуска транспорта и т.д. Совершенно ненормально, что у жильцов этих домов не будет двора, детских площадок, площадок отдыха, озеленения и автопарковок. Почему это не беспокоит ни городские власти, ни застройщиков? Неужели важны только квадратные метры, их высокая цена и прибыль. Может, дело в слабости законодательной базы? Да, Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года откровенно слаб, скорее всего, это юридический, а не градостроительный документ. Но ведь никто не отменяет право обладателя квартиры на проживание в благоприятной среде, где неотъемлемы еще детские сады и школы. Часто вспоминаю рассмотрение Генерального плана Оренбурга 1985 года. Как главный архитектор города я несколько раз с председателем горисполкома Ю.Д. Гаранькиным ездил в Госстрой на его рассмотрение. Впечатление незабываемое: академики, доктора наук, специалисты по транспорту, ландшафтной архитектуре, энергетике, представители министерств скрупулезно вносили поправки. После согласования в министерствах Генеральный план был утвержден на заседании правительства РСФСР. Сбалансированность всех составляющих не позволяла менять одну из них, да и вообще менять что-либо по своему усмотрению город не мог без разрешения Госстроя. Все это поддерживало строгую градостроительную дисциплину в гармоничном развитии города. Комплексно строились микрорайоны с жилыми домами, школами и детскими садами, развивалась транспортная сеть. В отличие от государственного подхода к развитию и строительству городов в СССР – увы, сегодня всё иначе. *** НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩИЙ ГЕНПЛАН НЕ РАССМАТРИВАЛСЯ ни в Госстрое, ни на заседании правительства, тем более в министерствах. Заказчик его - город Оренбург, так что рассматривался он только на заседании городского Совета. Возникает закономерный вопрос: как могут депутаты, не обладая элементарными знаниями градостроения, транспорта и ландшафтной архитектуры, без привлечения специалистов рассматривать такой серьезный, определяющий развитие города документ, который станет влиять на жизнедеятельность будущих поколений? Правительство отказалось от участия государства в разработке генпланов городов и поселений, всю ответственность переложив на власти местных уровней, городские и поселковые Советы. Видимо, государственной власти не интересно гармоничное развитие российских городов. Дикость? Да! Но это –сегодняшняя реальность. Я был участником международной конференции «Евразийский экополис. Инновации в архитектуре и градостроительстве», где выступил с докладом «О реконструкции и сохранении исторических городов». После выступления китайского делегата я задал ему (как мне показалось по его ответу) «глупый вопрос»: «На каком уровне у вас рассматривается и утверждается Генеральный план города?» И услышал ожидаемое: «На уровне правительства!» Да и как может быть иначе, если страной управляют государственники, которым есть дело до гармоничного развития городов. В современной России, к сожалению, не так! Утверждение генпланов на местном уровне, для начала, совсем не означает его выполнение! Сами утвердили, сами и изменить можем! Никто нам не указ! Отсюда и странности со строительством многих жилых домов в разных частях города. *** В 70-Х ГОДАХ ПРОШЛОГО ВЕКА, начиная застройку ул. Чкалова, группа архитекторов города Оренбурга проработала от ул. Маршала Жукова (бывш. ул. Выставочная) до проспекта Гагарина, в макете всю застройку по красной линии. Была определена конфигурация зданий, разрывы между ними, определялись видовые точки и расставлены акценты (высотки). К сожалению, высотное строительство тогда отставало, и некоторые места оставались не застроенными, например, угол ул. Чкалова и Кима и 7-ой микрорайон на фоне дома №70. В этих местах должны быть на фоне девятиэтажек по три высотки, создавая определенный ритм. К сожалению, на ул. Чкалова - Кима вырос один длинный высотный дом. Ритм нарушен. Такая же участь, видимо, ждет пространство перед домом №70. Такая же судьба постигла и три шестнадцатиэтажки на пересечении ул. Конституции и ул. Березка – их закрыли протяженным высотным домом, более того, не подумали о расширении улиц и возможности устройства путепровода в 2-х уровнях. А стадион «Трудовые резервы»: ну как его-то могли отдать под застройку? Что, по мнению городских властей, дети и молодежь не должны заниматься спортом? Или для них норма - курить, пить пиво, водку и употреблять наркотики? Сейчас даже федеральные власти начали говорить о массовом спорте, как это было в СССР. Но ранее такая плачевная участь постигла и стадион «Локомотив»! Его отдали под рынок, а точнее, по выражению В.С. Черномырдина, «базар». А ведь по генеральному плану там не «базар» а стадион. Примеров абсурда в градостроении Оренбурга очень много! Это высотка по ул. Аксакова на её пересечении с ул. Степана Разина, которая неожиданно выросла среди одноэтажных частных домов. Соотношение высоты – один к двадцати. Строятся такие же в районе фабрики пуховых платков, по ул. Туркестанской в районе торгового центра «Три кита», по пр. Победы в промышленной зоне, в районе завода «Инвертор». Построенный на месте сквера по ул. Краснознаменной между улицами 8 Марта и ул. Маршала Жукова жилой дом «вылез» почти до асфальтового покрытия дороги, что в дальнейшем будет мешать её расширению. То же самое можно сказать и о пристрое к магазину «Восход» по ул. Восьмого Марта. Торговый центр выходит за линию застройки и также в будущем станет мешать расширению проезжей части. *** НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ТОМУ НАЗАД В ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ БУЛЬВАРА им. Пушкина (бывшая Беловка) был восстановлен Введенский собор, построенный в 1756 году. Этот памятник истории гармонично вписался в сохранившиеся исторические здания Набережной на высоком правом берегу Урала, создав неповторимый красивый силуэт.
Перейти на полную версию страницыФотографии: Дмитрий Урбанович ПРОЕЗЖАЯ ПО УЛИЦАМ ГОРОДА, ЧАСТО ЗАДАЮ СЕБЕ ВОПРОС: «Почему в последние годы ведется такое строительство? Оно совершенно непонятное, не поддается логике, здравому смыслу! Высотные жилые дома в 16-20 этажей возникают в самых неожиданных местах, будь то одноэтажный частный сектор, промышленная или складская зона, улица, предназначенная для расширения с целью пропуска транспорта и т.д. Совершенно ненормально, что у жильцов этих домов не будет двора, детских площадок, площадок отдыха, озеленения и автопарковок. Почему это не беспокоит ни городские власти, ни застройщиков? Неужели важны только квадратные метры, их высокая цена и прибыль. Может, дело в слабости законодательной базы? Да, Градостроительный кодекс Российской Федерации 2004 года откровенно слаб, скорее всего, это юридический, а не градостроительный документ. Но ведь никто не отменяет право обладателя квартиры на проживание в благоприятной среде, где неотъемлемы еще детские сады и школы. Часто вспоминаю рассмотрение Генерального плана Оренбурга 1985 года. Как главный архитектор города я несколько раз с председателем горисполкома Ю.Д. Гаранькиным ездил в Госстрой на его рассмотрение. Впечатление незабываемое: академики, доктора наук, специалисты по транспорту, ландшафтной архитектуре, энергетике, представители министерств скрупулезно вносили поправки. После согласования в министерствах Генеральный план был утвержден на заседании правительства РСФСР. Сбалансированность всех составляющих не позволяла менять одну из них, да и вообще менять что-либо по своему усмотрению город не мог без разрешения Госстроя. Все это поддерживало строгую градостроительную дисциплину в гармоничном развитии города. Комплексно строились микрорайоны с жилыми домами, школами и детскими садами, развивалась транспортная сеть. В отличие от государственного подхода к развитию и строительству городов в СССР – увы, сегодня всё иначе. *** НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩИЙ ГЕНПЛАН НЕ РАССМАТРИВАЛСЯ ни в Госстрое, ни на заседании правительства, тем более в министерствах. Заказчик его - город Оренбург, так что рассматривался он только на заседании городского Совета. Возникает закономерный вопрос: как могут депутаты, не обладая элементарными знаниями градостроения, транспорта и ландшафтной архитектуры, без привлечения специалистов рассматривать такой серьезный, определяющий развитие города документ, который станет влиять на жизнедеятельность будущих поколений? Правительство отказалось от участия государства в разработке генпланов городов и поселений, всю ответственность переложив на власти местных уровней, городские и поселковые Советы. Видимо, государственной власти не интересно гармоничное развитие российских городов. Дикость? Да! Но это –сегодняшняя реальность. Я был участником международной конференции «Евразийский экополис. Инновации в архитектуре и градостроительстве», где выступил с докладом «О реконструкции и сохранении исторических городов». После выступления китайского делегата я задал ему (как мне показалось по его ответу) «глупый вопрос»: «На каком уровне у вас рассматривается и утверждается Генеральный план города?» И услышал ожидаемое: «На уровне правительства!» Да и как может быть иначе, если страной управляют государственники, которым есть дело до гармоничного развития городов. В современной России, к сожалению, не так! Утверждение генпланов на местном уровне, для начала, совсем не означает его выполнение! Сами утвердили, сами и изменить можем! Никто нам не указ! Отсюда и странности со строительством многих жилых домов в разных частях города. *** В 70-Х ГОДАХ ПРОШЛОГО ВЕКА, начиная застройку ул. Чкалова, группа архитекторов города Оренбурга проработала от ул. Маршала Жукова (бывш. ул. Выставочная) до проспекта Гагарина, в макете всю застройку по красной линии. Была определена конфигурация зданий, разрывы между ними, определялись видовые точки и расставлены акценты (высотки). К сожалению, высотное строительство тогда отставало, и некоторые места оставались не застроенными, например, угол ул. Чкалова и Кима и 7-ой микрорайон на фоне дома №70. В этих местах должны быть на фоне девятиэтажек по три высотки, создавая определенный ритм. К сожалению, на ул. Чкалова - Кима вырос один длинный высотный дом. Ритм нарушен. Такая же участь, видимо, ждет пространство перед домом №70. Такая же судьба постигла и три шестнадцатиэтажки на пересечении ул. Конституции и ул. Березка – их закрыли протяженным высотным домом, более того, не подумали о расширении улиц и возможности устройства путепровода в 2-х уровнях. А стадион «Трудовые резервы»: ну как его-то могли отдать под застройку? Что, по мнению городских властей, дети и молодежь не должны заниматься спортом? Или для них норма - курить, пить пиво, водку и употреблять наркотики? Сейчас даже федеральные власти начали говорить о массовом спорте, как это было в СССР. Но ранее такая плачевная участь постигла и стадион «Локомотив»! Его отдали под рынок, а точнее, по выражению В.С. Черномырдина, «базар». А ведь по генеральному плану там не «базар» а стадион. Примеров абсурда в градостроении Оренбурга очень много! Это высотка по ул. Аксакова на её пересечении с ул. Степана Разина, которая неожиданно выросла среди одноэтажных частных домов. Соотношение высоты – один к двадцати. Строятся такие же в районе фабрики пуховых платков, по ул. Туркестанской в районе торгового центра «Три кита», по пр. Победы в промышленной зоне, в районе завода «Инвертор». Построенный на месте сквера по ул. Краснознаменной между улицами 8 Марта и ул. Маршала Жукова жилой дом «вылез» почти до асфальтового покрытия дороги, что в дальнейшем будет мешать её расширению. То же самое можно сказать и о пристрое к магазину «Восход» по ул. Восьмого Марта. Торговый центр выходит за линию застройки и также в будущем станет мешать расширению проезжей части. *** НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ТОМУ НАЗАД В ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ БУЛЬВАРА им. Пушкина (бывшая Беловка) был восстановлен Введенский собор, построенный в 1756 году. Этот памятник истории гармонично вписался в сохранившиеся исторические здания Набережной на высоком правом берегу Урала, создав неповторимый красивый силуэт.