Верховный суд поставил точку: уход дилера с рынка — не аргумент — выяснили, кто ответит за дефект авто
Прекращение поставок автомобилей той или иной марки в Россию не дает дилеру права снимать с себя ответственность за уже проданный товар. Продавец обязан в полной мере исполнять гарантийные обязательства. Если в машине обнаружится заводской брак, дилер должен ее отремонтировать или даже заменить на новую, несмотря на внешние обстоятельства.
За качество нового автомобиля дилер отвечает полностью. Если в договоре купли-продажи заранее не были оговорены конкретные дефекты (что бывает с подержанной техникой), покупатель вправе требовать идеального состояния. В течение гарантийного срока продавец обязан устранять любые неполадки. Если же одна и та же проблема всплывает неоднократно, закон обязывает обменять некондиционную машину на качественную. При этом неважно, остался производитель на российском рынке или покинул его.
В подобной ситуации разбиралась "Российская газета" на примере истории из Волгограда. Местный житель подал иск к автосалону с требованием заменить купленный Ford Transit на новый, а также выплатить неустойку и моральный вред. Во время гарантии у машины начались проблемы с двигателем, вызванные производственным браком. Дилер в ремонте отказал, использовав формальный повод — якобы владелец вмешивался в показания счетчика пробега.
Суд первой инстанции встал на сторону водителя, но лишь частично. А вот апелляция и кассация полностью поддержали продавца. Судьи приняли аргумент дилера: поскольку новые Ford Transit в Россию официально больше не поставляются, заменить машину «невозможно».
Такие решения создавали рискованный прецедент. Получалось, что отсутствие прямых поставок и запчастей из ушедших стран становится законным оправданием для бездействия. Дилеры могли бы массово отказывать клиентам, ссылаясь на то, что машин нет, деталей нет, а значит, и взятки гладки.
Отсутствие товара — не форс-мажорВерховный суд не согласился с позицией коллег. Высшая инстанция обратила внимание на результаты экспертиз: брак был производственным, а техосмотр проводился с нарушениями со стороны самого дилера. Кроме того, истец доказал, что возможность купить аналогичный автомобиль у других продавцов существует, но нижестоящие суды этот факт просто проигнорировали.
Верховный суд отменил спорные решения и направил дело на пересмотр, сформулировав ключевые тезисы:
Рыночные проблемы — не оправдание. Отсутствие товара на рынке, необходимого для исполнения обязательств, не относится к обстоятельствам непреодолимой силы.
Ответственность неизбежна. Продавец обязан обеспечить исправность авто и его пригодность к эксплуатации, пока действует гарантия.
Теперь дилерам придется самостоятельно решать вопрос, где брать замену. Вариантов несколько:
Перекупить автомобиль у другого дилера.
Самостоятельно привезти машину из-за границы.
Подобрать транспортное средство с аналогичными характеристиками из имеющегося ассортимента.
Касается и «китайцев»Это решение актуально не только для владельцев западных иномарок. В последнее время наблюдается отток и некоторых китайских производителей. Компании, которые активно торговали в 2022 году, столкнулись с падением продаж и сворачивают присутствие, так как бизнес перестал приносить доход.
Тем не менее закрытие офиса производителя не аннулирует права покупателей. Отвечать за проданные машины придется дилерам. Поиск запчастей и логистика становятся их личной головной болью, а закон о защите прав потребителей должен быть исполнен в любом случае.
