Progorod logo

Широкая резина зимой — это круче: физический миф, который не повышает безопасность

24 декабря 06:00Возрастное ограничение16+
Фото: ПроГород

Десятилетиями автолюбителям продают простую и, казалось бы, железную идею: широкая резина означает большее пятно контакта с дорогой, а значит — фантастическое сцепление и молниеносное торможение. Эта уверенность разбивается о базовые законы физики, которые многие предпочитают игнорировать. Как же всё устроено на самом деле?

Главный парадокс кроется в простой формуле: давление равно силе, делённой на площадь. Вес вашего автомобиля — величина постоянная. Если давление в шинах одинаковое, то и общая площадь, которой колесо соприкасается с асфальтом, меняться не будет, пишет автор дзен-канала. Что же происходит при установке широкой покрышки? Пятно контакта не увеличивается волшебным образом — оно просто меняет форму. Узкая шина оставляет длинный и узкий след, а широкая — короткий, но широкий. Общая площадь при этом остаётся практически той же самой. Это легко проверить экспериментально.

Тогда почему на гоночных болидах такие широкие колеса? Секрет не в площади, а в другом. Основной закон трения, который изучают в школе, говорит: сила сцепления зависит от веса машины и коэффициента трения материала. А вот площади контакта в этой формуле нет! Получается, теория утверждает, что узкое и широкое колесо при одинаковом весе должны цепляться за асфальт одинаково. Но как же тогда объяснить превосходство спортивной резины?

Всё дело в том, что специальные составы резиновой смеси для таких шин способны создавать гораздо более высокий коэффициент трения, особенно когда они разогреты до рабочей температуры. Ширина здесь играет вспомогательную роль: более широкое колесо имеет бóльшую поверхность для охлаждения и лучше отводит тепло, не позволяя резине перегреться и потерять свои цепкие свойства. Именно поэтому на серийные мощные автомобили, вроде BMW, инженеры не ставят максимально широкую резину — они подбирают оптимальный баланс под вес, мощность и поведение подвески, а не гонятся за сантиметрами.

Так зачем же тогда вообще меняют ширину? Причины вполне практичны и далеки от мифического увеличения сцепления. Широкая резина часто обеспечивает более острый и точный отклик на руль, что ценится в спортивной езде. Однако у неё есть и недостатки: такая покрышка обычно жёстче, шумнее, увеличивает расход топлива и больше склонна к аквапланированию на мокрой дороге. Узкая же шина, наоборот, комфортнее, экономичнее, лучше справляется с неровностями и за счёт большего давления в пятне контакта эффективнее «продавливает» водяную плёнку.

Зимой этот принцип работает на полную. Узкая зимняя покрышка — это осознанный выбор в пользу безопасности. Она создаёт высокое давление, чтобы прорезать снежную кашу и добраться до твёрдой поверхности, задействует больше шипов на льду и меньше подвержена аквапланированию. На бездорожье, наоборот, широкая шина помогает, распределяя вес машины по большей площади и не давая ей увязнуть в песке или грязи.

Так на что же ориентироваться при выборе? Главное правило — доверять рекомендациям завода-производителя вашего автомобиля. Инженеры уже всё рассчитали. Если хочется экспериментов, то для спокойной городской и зимней езды лучше не увеличивать штатную ширину. Для агрессивной летней эксплуатации можно рассмотреть более широкий вариант, но помня о компромиссах: увеличенном расходе, возможном задевании за арки и потере комфорта. Помните, что магия сцепления скрыта не в ширине, а в качестве резиновой смеси, рисунке протектора и конструкции самой шины. Две покрышки одинакового размера от разных производителей могут вести себя как небо и земля.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: