Гарри Бардин: "Российское гражданское общество уродливо и похоже на стадо"
Легендарный мультипликатор, уроженец Оренбурга Гарри Бардин дал интервью воронежскому сайту Repnoe.net. Предлагаем вашему вниманию отрывок из этой беседы.
— Считаете ли вы себя патриотом?
— Как вам сказать... Сейчас это такое заезженное слово, что даже вызывает отторжение. Я считаю себя гражданином своей страны. Я не жалею, что не остался работать в Америке, и не буду сейчас бить себя в грудь, кричать, что я патриот. Я знаю свою страну, я в ней прожил уже большую жизнь. Знаю психологию моего народа, и мне есть что рассказать. Америку я знаю внешне, состояние ее души для меня незнакомо. А рассказывать я могу о том, что знаю, по принципу «где родился — там и пригодился». А что касается любви к своей Родине, Родина начинается с твоей телефонной книжки. Родина — это телефоны твоих друзей, твоих близких, это улицы, которые помнят твои шаги. Это дома, где ты был счастлив, где были твои встречи с друзьями, были молодые посиделки, любовные свидания, где ты влюблялся — вот что такое Родина. Я не воспринимаю обширную глобальную любовь «от Москвы до самых до окраин». Любовь более конкретна. Любовь к отеческим гробам, когда ты действительно связан с этой страной навсегда, могилами близких, могилами друзей.
— Как вы оцениваете состояние гражданского общества современной России?
— Оно уродливо, на мой взгляд. Больше похоже не на общество, а на стадо. Есть пастух, и даже погонять не надо, сами идут. Тот, кто пытается отойти в сторону, становится национал-предателем. Поиски внутреннего врага, внешнего врага привели к тому, что наступает ликующее единомыслие. Как у Маяковского: «Я рад, что я этой силы частица, что общие даже слезы из глаз». Я был бы не рад. Профессия заставляет смотреть иначе: режиссеру нужно быть белой вороной, он должен быть как бы со стороны, он не должен быть в общем стаде. Если он повторяет то же, что остальные, он ремесленник, но не режиссер. Режиссер должен иметь свою точку зрения и высказывать ее свободно. Сегодня, когда мнение становится общим местом, когда в большинстве это значит, что ты правильный, а если ты в стороне — ты национал-предатель, я, к сожалению, предатель. В таковых и числюсь. Подписываю письма то ли в защиту «болотников», то ли в защиту Pussy Riot, когда их посадили...
— Ваши соратники по цеху разделяют эту позицию?
— Они есть, но интеллигенция сегодня мимикрировала во многом, и людей, которые с прямой спиной и высказывают свою позицию, довольно мало. Хотя, на мой взгляд, интеллигенция должна нести свою функцию — быть совестью нации. Не Кирилл Гундяев, а интеллигенция. В силу моды заговорили о православной составляющей, но никто не отменял слова совесть. И в истории было много атеистов совестливых, которые представляли из себя совесть нации безо всякого на то разрешения Гундяева. Интеллигенция сегодня не выполняет своих функций. Ей не дают федеральных каналов, чтобы высказывать свою точку зрения свободно. Федеральные каналы я вообще не смотрю, потому что это позорище. В брежневские времена это был такой бубнеж, который воспринимался не как смысл жизни, а как фон. А сейчас это вопиет!
Гарри Бардин: "Мы стоим на краю пропасти"
Гарри Бардин родился в 1941 году в Оренбурге. Закончил в Школу-студию им В.И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. Горького, служил актером в театре им. Гоголя, снимался в кино. В 1975г. Гарри Бардин начал работать режиссером-мультипликатором на киностудии «Союзмультфильм», где за 15 лет снял 15 фильмов, отмеченных многочисленными призами: четыре «Ники», «Золотая Пальмовая ветвь» Каннского фестиваля и другими наградами, собранными по всему миру. В 1999 Гарри Бардин был удостоен Государственной Премии РФ.
Гарри Яковлевич Бардин завоевал признание, используя в своих фильмах разнообразную технику и материалы: спички в «Конфликте», веревки в «Браке», проволоку в «Выкрутасах», оригами в одном из последних фильмов - «Адажио». Кроме того, автор использует и традиционные куклы и пластилин. Почти во всех своих фильмах Гарри Бардин является автором сценариев.