Progorod logo

Телеканал "Дождь" показал репортаж об ополченце из Орска

4 августа 2020Возрастное ограничение

Вчера телеканал "Дождь" показал в эфире репортаж из города Орска, откуда местный житель, обремененный невыплаченными кредитами, поехал воевать за "Донецкую народную республику". Урал56 опубликовал ключевые моменты сюжета.

Село Санжаровка — граница Донецкой и Луганской областей. После боя были найдены документы российского гражданина Александра Владимировича Житенёва, прописанного в городе Орске Оренбургской области. Их передали украинским журналистам, которые через телеканал «Дождь» передали родственникам погибшего.

— Александр, судя по трудовой, работал трактористом. Работяга. Я не знаю, что его сюда привело, – рассказывает о погибшем танкист украинской армии Алексей Чабан, который и нашел документы. – Судя по билету, Александр приехал на Украину 15 ноября.

Александр Житенёв, 1975 года рождения, женат, двое детей, по профессии тракторист. Это все, что о нем знали журналисты «Дождя», пока не оказались в его родном Орске.

— Эти двухэтажки, зажатые со всех сторон заводами – черта оседлости для нескольких поколений. Тяжелое советское наследие, над которым нависло ядовитое облако дыма. Там дальше – убегающая за горизонт степь. Дышится свободнее и легче, но разве отсюда вырвешься? Разве убежишь от детей, родителей и кредитов? И самое главное – самого себя, – за кадром говорит журналист телеканала.

Глава первая. Долг
О том, что муж собрался на Украину, жена Наталья узнала в день отъезда. Молча собрался и также, не говоря ни слова, уехал. Так собираются в командировку или на вахту, но не на войну.


Семья Житенёвых
В последнее время он работал автослесарем, она — поваром в психиатрической больнице. На двоих – чуть больше 20 тысяч.

— Узнали, что танкистам платят по 100 тысяч рублей. Он сказал, что подзаработает, отдаст все долги и кредиты, – рассказала журналистам жена Александра.

Романтики давно в прошлом. Если у Александра и была идея – то рассчитаться с долгами. По крайней мере так считает его племянник.

— Обещают золотые горы, но ничего не выполняют. А потом привозят «Груз-200», – возмущается племянник Александра Юрий Чиндяскин.

Наталья дважды обращалась в администрацию города за помощью. В первый раз едва она заговорила об Украине, сказали, что она пришла не по адресу. Во второй раз в сопровождении журналистов хотя бы выслушали. Наталья хочет забрать с Украины мужа. Либо живым, либо мертвым. У семьи таких денег просто нет. Администрация города обещала все узнать, но на счет финансовой помощи – это вряд ли. Финансовый кризис.

Жена старшего брата Ольга говорит, что не от хорошей жизни орские мужики на войну едут: «Была бы перспектива и работа, сидели бы дома». Тем более, что в Орске на каждом втором, если не на каждом первом, висят кредиты.

Старший брат Владимир Житенёв полгода сидит без работы. Он тоже участник этой войны. Правда, информационной. Изо дня в день эксперты объясняют Владимиру, что работу он найти не может, потому что в далеком Киеве правит хунта, а дети едят картошку из-за санкций. Владимир пока верит, но вера с каждым днем тает.

Владимир считает, что брата могли завербовать. Его знакомым предлагали поехать добровольцами. Многие уехали, в частности те, кто скрывался от кредиторов.

— Якобы и «Рубеж» их туда заманивает и отправляет, – уточняет Владимир.

«Рубеж» – название патриотической организации, которая занимается сбором гуманитарной помощи для беженцев. Возглавляет ее идеолог и член клуба «Орские моржи» и постоянный кандидат на пост мэра Орска Павел Коровин.

Глава вторая. Рубеж
Павел Коровин фасует гуманитарную помощь для жителей Донбасса. Среди коробок с тушенкой и сгущенкой попадаются и коробки с надписью «Для ополченцев».

Около пятидесяти семей из Украины переехало в Орск. Коровин помогает беженцам обживаться на новом месте.

— Мы уехали из-за детей, дом бросили. Нам говорили, что работы в Орске много, а ее нет... – говорят жители Горловки.

Помимо гуманитарной помощи, патриотический союз «Рубеж» помогает уехать на войну. Дает нужные телефоны и консультирует, как и в каком месте лучше пересечь границу.

— Все пытались через военкомат уехать или через органы власти. Но им сказали, они не по адресу, но давали телефоны нашей организации. Кто-то увязывал эти чувства с патриотизмом, кто-го говорил, что идет война против Путина, – рассказывает Павел Коровин.


Ополченцы
Только за последнее время по личному благословению Павла Коровина на Украину из Орска уехало 8 человек. Со всеми поддерживается связь.

— Всего из города Орска уехало порядка 25 человек, – отмечает общественник.

Журналист «Дождя» попытался узнать, был ли Житенёв среди тех, кого «Рубеж» отправил на войну. Коровин не узнал Александра на видео.

«Нет тела, нет дела», – считает Коровин. «Но если боец и погиб, так за правое дело», – говорит активист.

Глава третья. Предательство
Вместе с Александром Житенёвым в Донбасс отправился его друг Илья Борисов. В том бою под Санжаровкой его серьезно ранили. Сейчас лежит в одной из больниц Луганской области. Как только наступит перемирие, семья постарается его оттуда вывезти.

У него в Орске также остались двое детей, жена и непогашенные кредиты. Как и Житенёв, он уехал без предупреждения. Жена до сих пор недоумевает: бороться за мир во всем мире – это, конечно, самоотверженно. Но мог бы его сначала установить его в собственной семье.


Вячеслав Борисов
Единственный, кто знал о планах отца – это его сын Вячеслав. По его словам, мужчины уехали добровольно и бесплатно. Слава виртуальный ополченец, отстаивает мир в социальных сетях. И, между прочим, переписывается со многими героями Новороссии. Сын гордится поступком отца.

Близкая подруга Александра Житенёва Наталья считает, что он поехал туда из-за денег. Женщина уверена, что в эту авантюру втянули ее друга Борисовы, отец и сын.

Вместо обещанных ста тысяч за месяцы войны Александр Житенёв заработал 150 долларов. С другом Ильей Борисовым они поругались – и все из-за денег.

Посткриптум:
Танкист Алексей Чабан, который нашел документы, развеял последние сомнения родственников: Александр Житенёв погиб. Его тело до сих пор лежит подСанжаровкой.

— Все убитые так там и лежат. Их некому вывозить, – заявил Чабан. Если долго всматриваться в бездну, бездна начнет всматриваться в тебя. Бездна отчаяния и тоски. Тарас Шевченко, оказавшись здесь, написал: «Страшная пустыня вокруг Орской крепости казалась мне могилой. Подъезжая ближе, я подумал: а поют ли песни в этой крепости? И готов был Бог знает что прозакладывать, что нет – не поют», - завершил сюжет об Орске журналист телеканала «Дождь».
Перейти на полную версию страницы