Акулы, волки и зайцы. О современном бизнесе и бизнесменах
- 4 августа 2020
Эксклюзивная статья Андрея Саблина
Самый парадоксальный и закрытый российский бизнес-эксперт Денис Яхно поделился с оренбургскими предпринимателями взглядами на бизнес, поколения... и московскую полицию.
— Как можно быстро проанализировать любой рынок?
— Что такое анализ? Это наблюдательность и умение подмечать. Мы каждый день смотрим на жизнь. Вроде бы, всё везде одинаково. Но если ты умеешь наблюдать, умеешь анализировать, сравнивать сегодняшний и вчерашний день, то можешь видеть всякие отклонения — то, что изменилось. И если ты день за днём это делаешь, сначала анализируешь осознанно, потом неосознанно, то вскоре начинаешь прогнозировать, что будет дальше. Через день, два, три и так далее.
Это разделение целого на части, сравнение и собирание снова. Если говорить про стратегию, то разделяем на части реальность, исследуем и собираем заново. Так прогнозируют на месяц-два. Если ты с этим постоянно живёшь, то анализировать рынок даже на основании открытой информации, например, собранной в интернете, можно в течение трёх-четырёх дней.
Три-четыре дня на получение информации, еще столько она у тебя в голове варится. На восьмой день я обычно пишу аналитический отчёт. Почему пишу? Потому что, когда ты пишешь ручкой или за компьютером, начинаешь активно мыслить. У тебя включается активное мышление.
Почему я пишу блог? Потому что, когда я пишу блог, я активно мыслю. Пишите блоги, поскольку эта работа невероятно систематизирует, структурирует мышление.
— А много ли ты знаешь рынков, которыми занимаются системно, а не от случая к случаю?
— Ты знаешь, да! Например, рынок автомобилей максимально систематизирован. Более того, я всегда говорю, что если ты что- то в своём бизнесе не понимаешь, сравни его с автомобильным рынком. Ведь это лакмус, пример того, как нужно всё делать. Сильно систематизирован рынок цифровой техники. У них всё ровно так же.
Но, конечно, если мы возьмём рынок ресторанов, или, не дай Бог, ритейла, то не увидим там никакой системы. Там — кто во что горазд, как Бог на душу положит. А вот рынок фаст-фуда максимально систематизирован. Короче, всё, что касается большого бабла, максимально систематизировано. Всё, что ниже, особенно малый бизнес — полный хаос.
— А что первично, большое бабло или система?
— Конечно, система! Если ты занимаешься системно, то даже на рынке низкой маржи можешь построить сильную организацию. «Система» и «организация» — по сути, синонимы. А большое бабло является при этом бонусом ко всему основному, типа победы в конкурентной борьбе или выхода из ниши на позиции лидера.
— Ты сказал, что анализировать начинаешь с деления реальности на части. Из каких частей состоит реальность, можешь сказать?
— Могу. Люди и их поведение. Движение. Я раньше себя позиционировал, как специалист по поведению людей в социуме. Судя по тому, как они сейчас выглядят (что и как делают), мы можем чётко прогнозировать, что будет через полгода.
— Ты специалист по поведению людей. В последние дни в Москве непонятным поведением «отметилась» полиция. Трудно объяснить его простым рвением.
— Это репетиция. Выясняют реакции людей на раздражитель. И мы видим, что люди не делают ничего. Они принимают всё, как есть. Ты вспомни 90-е! Разве это всё возможно было в наше время? Абсолютно нет, мы были другими людьми. Нынешнее поколение ничего не будет делать. И если в следующий раз ребята захотят построить всех, надеть всем кандалы с цифровыми датчиками, никто особо спорить не будет. Это репетиция. Думаю, ближе к осени начнётся главный спектакль нашей жизни.
— Кстати, о поколениях. В одном из своих постов ты забавно пишешь, что настало время старпёров, образно говоря. Старпёры пришли на смену стартаперам?
— Знаешь, почему вторая мировая война началась? Кто был тогда в Германии, в СССР, во Франции, в Англии во главе штабов? Те, кто юнцами получил адреналин в Первую Мировую войну.
Когда человеку наступает полтинник, он максимально эффективен, он ещё совершенно не старый. Полон опыта, мудрости, и ему хочется реализоваться. Многие историки и социологи говорят, что Вторая мировая возникла не только из- за необходимости передела, в том числе в нефтяной сфере, но и благодаря людям, которые хотели воевать. Я их прекрасно понимаю.
И вот ровно сейчас произошла такая же ситуация. Мы снова «на конях». Мне один мой партнер сказал недавно: «Денис, я давно не чувствовал такого драйва, как сейчас». Человек — мой ровесник. Сейчас мы чувствуем ровно такой же адреналин, такие же жёсткие условия, которые были в 90-х. Естественно, мы понимаем, что за чем стоит, что нужно делать, и идём вперёд. Всё, что происходит, кипятит нашу кровь.
Нельзя сказать, что мы спасём экономику. Но мы это всё прошли и знаем, что будет. А те, кто помоложе — нет. Если человек 25 лет прожил в тепличных условиях, и вдруг наступает такая ж... Что он будет делать? Молчать и смотреть. А мы не будем.
Я совсем недавно общался с одним молодым предпринимателем. И меня поразило количество домыслов и иллюзий у человека, который решил делать бизнес. Он хотел со мной работать, но я ему отказал. С таким набором иллюзий в бизнес идти невозможно.
— Я вот нашёл у тебя очень парадоксальную мысль, что сегодня покупателям очень важна наша прибыль. Мы что, продаём свою капитализацию?
— Да. Если мы получаем прибыль, то даём возможность человеку приобретать у нас продукты, товары, всё, что угодно. Если мы предоставляем ему услугу, а сами ничего не получаем, то мы погибаем раньше. Это очень важный момент. Когда меня сейчас просят сделать цену ниже, я объясняю: «Вот, смотрите. Мы нашли друг друга, это хорошо. Вы хотите, чтобы я дал вам цену ниже. А если я вам дам цену совсем низкую? Вам будет хорошо? Но долго ли?» .
Они задумываются, а потом говорят: «Наверное, нет... Давайте зафиксируем эту цену. Главное, чтобы вы остались». Цена даёт мне возможность развиваться. В первую очередь — сохранить себя, развить компанию, приобрести что-то. А это всё стоит денег.
Кстати, знаешь, чем отличается мышление богатого человека от бедного? Человек богатый знает свою цену и ценность. А люди, которые работают на кого-то и получают за это 50 тысяч рублей — не понимают, что вообще происходит. Почему? Потому что они не знают свою ценность. Богатый это понимает бедный — нет. Пока бедный не поймёт свою ценность, ничего хорошего не произойдёт.
— Ты говоришь, что деньги там, где свобода от предрассудков. А какие предрассудки главные, кроме непонимания человеком своей ценности?
— Во-первых, человек пытается быть Богом. Пытается быть ответственным за всё то, что его окружает. А человек, на самом деле, может отвечать только за себя. И то не всегда. Ведь на каждого человека, без исключения, так или иначе, влияют другие люди. Поэтому человеку, который думает, что отвечает за всё и все контролирует, я обычно говорю: «А чего ты ко мне- то пришёл? Иди на Олимп!». Как правило, это сильно отрезвляет.
Во-вторых, человек старается заранее всё просчитать. А ведь это тоже Божий промысел.
Третье. И это вещь очень важная. Нет понятий «справедливость» и «честность» в бизнесе. В бизнесе главное — взаимовыгодная прибыль. Человек либо выгоден, либо не выгоден — больше никак. Кстати, про партнёров. Каждый партнёр ежедневно обязан доказывать свою необходимость в компании. Ежесекундно! Если этого нет, он вылетает.
Идеальные союзники — это бывшие враги. Непонятно откуда взялось мнение, что партнёры — это друзья. И ещё. Нет в бизнесе понятия «хорошие люди» или «плохие». Есть эффективные и неэффективные. Если человек не работает, не приносит прибыль, то он не нужен. Будь-то партнёр или работник. Короче, либо ты идёшь вперёд, либо тебя сносят.
И ещё есть несколько вещей. Например, если тебя «кинули», то виноват ты сам. Ты дал себя «кинуть». В бизнесе, если тебя кинули, ты как волк, который пожалел овечку. И другие волки думают: «Раз он такой, то когда-нибудь кого-то пожалеет и этим нашу стаю однажды прикончит». Именно эти вещи, это понимание и отделяет мир бизнеса от мира жизни.
— Что-то здесь в твоих рассуждениях есть от воровских понятий, тебе не кажется?
— Бизнес — это война. Потому что у бизнеса задача показать врагу то, чего у тебя нет, и спрятать то, что есть. Важно показать, что ты крутой. И с тобой будут работать. А если ты показываешь свою реальность, это не проходит.
— Ты хочешь сказать, что крупные бизнесмены сплошь волки в овечьей шкуре?
— Это акулы. Они вроде бы как плавают в стае, но на самом деле каждый из них сам по себе. Поэтому меня каждый раз удивляет, когда они ни с того, ни с сего собираются в какие- нибудь ассоциации. Это со стороны смотрится очень забавно, если честно.
— Ты против ассоциаций? «Деловая Россия», «Опора России» и так далее?
— Невозможно волков насильно согнать в стаю. Акулы почти никогда не нападают сообща, всегда работают поодиночке. Вот зайчики — малые предприниматели — да, прыгают, хороводы водят. А с акулами этого нет. Они — хищники: могут иногда заключать что-то типа водяного перемирия, а потом снова расходятся. Как сейчас появляются всякие сообщества — Ассоциация рестораторов, ассоциация ритейлеров. Все это ненадолго. Решат вопросы и разойдутся. И правильно сделают.
— Ты считаешь, что путь предпринимателей — это череда обязательных поражений. Меня вот слово «непременных» смутило.
— Давай посмотрим, как человек учится ходить. Ребёнок вышел, упал, поднялся. Сделал вывод. И с каждым днём ходит всё уверенней, потому что у него есть путь ошибок. Он понимает, как сделать так, чтобы не упасть. Ошибка — это обязательный инструмент помощи самому себе. На них учатся. Но учатся умные. А дебилы совершают одни и те же ошибки каждый день.
Нельзя учиться на чужом опыте. Важно получить свой. Извлечь из него выгоду и эту выгоду использовать. Ведь в чём плюс нашего поколения?
Мы знаем, что НЕ делать. Изначально важно знать, не что делать, а чего НЕ делать. В этом наш плюс.
Рубрикатор: #подробности_орен1
Автор: Андрей Саблин
Фото: https://wsjournal.ru
Редактор: Нурия Инюцина