Фактор паники. Что известно о причинах авиакатастрофы самолета АН-148, обзор Орен1

Фактор паники. Что известно о причинах авиакатастрофы самолета АН-148, обзор Орен1

текст: Нурия Гильманова 

фото: life.ru

11 февраля произошла авиакатастрофа – через несколько минут после взлета из аэропорта Домодедово разбился самолет АН-148, летевший рейсом Москва – Орск, погибли 65 пассажиров и 6 членов экипажа.

Орен1 публиковал всю оперативную информацию об ужасной трагедии. Но за последнее время появилась новые данные о возможных причинах трагедии.

Были найдены и расшифрованы записи обоих бортовых самописцев. Один записывает информацию о технических показателях, другой фиксирует речь экипажа. По результатам расшифровки специалисты МАК сделали и опубликовали на своем сайте первые выводы о крушении АН-148. По их мнению, причиной авиакатастрофы, были неверные данные о скорости полёта на индикаторах пилотов. Неверные показатели демонстрировались приборами из-за обледенения ППД (приемников полного давления). Как правило, эта проблема решается включением систем обогрева ППД – это стандартная процедура, которую обязательно делают в начале полета. Но обогрев ППД по какой-то причине был выключен.

Катастрофическая ситуация начала развиваться через 2 минуты 30 секунд после взлета. В этот момент данные о скорости самолета, которые поступают к командиру экипажа и второму пилоту, неожиданно стали различаться. Разница в скорости продолжала расти. В этот момент пилоты отключили автопилот и начали сами пытаться справиться с нештатной ситуацией. По искаженным показателям скорость самолета была невысокой, поэтому пилоты ее только увеличивали, хотя на самом деле ситуация была обратной. Самолет по их команде снизил, а затем набрал высоту и, наконец, самолет снова начал резко снижаться. В итоге лайнер врезался в землю на скорости около 800 километров в час.

Почему же обогрев датчиков не был включен? Почему экипаж не понял, что происходит?

NTV.ru пишет, что проблемы с АН-148 возникали неоднократно. АН-148 – это гражданский самолет, разработанный на Украине бывшим КБ имени Антонова. С 2009 года лайнер выпускался совместно с воронежским авиазаводом. За время его эксплуатации технические неполадки возникали не только с измерением скорости. У АН-148 немало проблем, требующих конструкторских доработок. Но возникали и похожие случаи. К примеру, в марте 2011 года из-за поломки указателя скорости в Белгородской области во время учебно-тренировочного полета разбился точно такой же самолет. Один из курсантов, ориентируясь на заниженные показания, увеличивал скорость, пока у воздушного судна не загорелись двигатели.

Прокомментировать претензии к самолету МК попросил конструктора АН-148, бывшего гендиректора и генконструктора фирмы "Антонов" Дмитрия Киву. Тот пояснил, что по команде командира читается, так называемая, "молитва", где перечисляется все, что должно быть включено в кабине пилотов. Далее, если обогрев не включен, у командира есть перед глазами табло, где написано: включите обогрев. Срабатывает также световая сигнализация – желтым цветом горит кнопка. Конечно, сигнализация могла не сработать. Но не может быть такого, чтобы сразу не сработало табло с текстовым предупреждением и горящие желтые кнопки, чтобы одновременно две системы контроля, дублирующие друг друга, вдруг отключились.

Однако, по расшифровке речевого самописца ясно, что члены экипажа были в панике, так как не понимали в чем причина несовпадения показателей скорости. А значит, не понимали, что обогрев датчиков не включен. То есть сигнализация все-таки не сработала?

Заслуженный пилот СССР, член Общественного совета при Ространснадзоре Олег Смирнов в разговоре с RT призвал с осторожностью относиться к информации, полученной в результате расшифровки речевого самописца разбившегося Ан-148. По его мнению, ситуация выглядит странно. После взлета пилоты обнаруживают на дисплеях разные показатели скорости. Ругаясь, они пытаются решить эту проблему, увеличивая скорость и наклоняя самолет к земле, после чего воздушное судно сталкивается с землей. Эксперт напомнил, что, кроме указателя скорости, есть прибор "Авиагоризонт", по которому определяется пространственное положение самолета. Также есть приборы высоты. Один - барометрический, который показывает давление, второй - радиовысотомер, который измеряет высоту до сантиметра.

"Пока не установлено, были ли эти приборы работоспособны, но почему с их помощью не приняли меры, чтобы убрать крен?" - недоумевает он. Кроме того, по словам эксперта, на современных лайнерах автоматика в таких случаях предупреждает: "Прекрати снижение". "Несмотря на это, снижение не было прекращено, крен не был убран. После расшифровки второго самописца остается немало вопросов", - отметил Смирнов.

Nation News к причинам произошедшего добавляет плохую погоду: экипажу было трудно ориентироваться в условиях снежной пелены и мокрого снега. "Все признаки располагали к обледенению. Контрастности горизонта не было. Летчики вынуждены были ориентироваться только по приборам, а они давали неадекватные данные: у командира и второго пилота на приборах были разные показания", – пояснил военный летчик РФ, кандидат технических наук Владимир Попов. "Я, конечно, не исключаю, что были допущены и некоторые ошибки экипажем. Но это вторично по отношению к тому комплексу проблем, которые привели к катастрофе".

Тем не менее, активно обсуждается в СМИ роль человеческого фактора. Говорят о том, что экипаж был не сработанный, а у пилотов мало опыта. Отец погибшего пилота Гамбаряна в интервью МК опровергает эту версию, подробно рассказывая об образовании и опыте сына.

Понять причины катастрофы пытаются и на практике. В эфире "Пятого канала" авиаэксперт Михаил Привалов попытался смоделировать катастрофу и объяснить происходящее на рейсе "Москва – Орск". Он тоже не понимает, почему экипаж не заметил сигналы о том, что обогрев ППД не работает. Также в летно-испытательном институте имени Громова в подмосковном Жуковском проведут испытательный полет, который будет полностью имитировать взлет разбившегося самолета.

Окончательного официального заявления о причинах трагедии пока не сделано. По тем данным, которые уже есть, предварительно можно сказать – в самолете произошел ряд технических сбоев. В сочетании с погодой и паникой среди членов экипажа это, скорее всего, и привело к катастрофе. Возможно, будь у пилотов больше времени, они бы выяснили причины неполадок и предприняли иные действия. Но счет шел на секунды.

Выяснить причины трагедии нужно для того, чтобы избежать в будущем подобных катастроф. Однако погибшим пассажирам и членам экипажа АН-148 этим не поможешь. Для увековечивания память о них пользователи соцсетей предлагают установить памятник около аэропорта "Домодедово". Петиция об установке памятника размещена на сайте Change.org.

Чтобы имена погибших не были для нас безликими строчками списка, МК опубликовал цикл статей, в которых рассказывает о том, кем были погибшие, о чем мечтали и куда летели.

 

...

  • 0

Популярное

Последние новости