Берегись автомобиля, или Почему водители так быстро забывают, что были пешеходами
«Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того — лучшую его часть. Пешеходы создали мир. И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты».
Эти строки из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова в последнее время я вспоминаю все чаще. Причем процитировать их хочется именно водителям. Так сложилось, что всю свою жизнь я или пешеход, или пассажир. За рулем приходилось сидеть только единожды, когда мне было лет пять – внимая уговорам ребенка, папа усадил меня к себе на колени и позволил порулить. Так что я как никто другой отлично понимаю, как это тяжело – вести машину.
Однако я хотела обратить внимание на другое – мало кто из сегодняшних водителей помнит, каково это – быть пешеходом. И снова – мои мысли вторят Ильфу и Петрову: «Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить. Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов. Мостовые стали вдвое шире, тротуары сузились до размера табачной бандероли. И пешеходы стали испуганно жаться к стенам домов».
И хотя роман был написан в 1931 году, мало кто увидит разницу между этим описанием и происходящим сегодня на улицах Оренбурга. С той лишь разницей, что, даже прижавшись к стене дома, можно с трудом избежать лобового столкновения с очередным авто. И дело здесь не столько в узких улицах и большом потоке машин, а в том, что авто буквально заполонили дворы. Другими словами, в городе остро не хватает парковок – платных, многоуровневых, да любых!
Когда у нас в семье появились сразу двое малышей, мы вздохнули с облегчением, поняв, что живем в новом микрорайоне, где в каждом подъезде есть пандусы, а в лифт помещается детская коляска. Такие простые радости начинаешь оценивать только когда у тебя квартира на восьмом этаже, а коляска больше напоминает мини-танк, который, к слову, даже в новый лифт не вмещался. Так как муж часто работал по вечерам, гулять с детьми мне порой приходилось одной. И вот тут-то я поняла, что на 12-подъездный дом, вдоль которого тянулся тротуар, предусмотрено всего три оборудованных съезда. Не у каждого подъезда, как это должно быть по законам здравого смысла и плану застройки, а всего три. Да и те постоянно перегораживали машины, оставленные «заботливыми» водителями. Понятно, что заботятся они только о себе любимых – далеко за машиной идти не нужно, если сработает сигнализация, можно прямо из окна среагировать. А я с коляской для двойни и «коллеги»-мамы со своими «транспортными средствами» наворачивали круги по этому тротуару, чтобы найти мало-мальски приличный спуск. И если мамы детей-«одиночек» съезжали с крутых бордюров, придерживая коляску и чадо в ней собственным телом, то мне приходилось исполнять чудеса эквилибристики, стаскивая с тротуара 20 килограммов веса детей и еще примерно такой же вес коляски. К слову, мой вес – 55 килограммов.
Поняв, что тяжелоатлет из меня так себе, я решила бороться с теми, кто паркуется как животное. Как только видела, что, подыскивая место для стоянки, водитель перегораживает и без того редкие спуски для колясок, я указывала ему на это. Вы себе представить не можете, чего только не приходилось выслушивать в ответ. «А куда я должен машину поставить?», «Я всего на пять минут и сразу уеду», «Ничего – найдете, как объехать!», «Нечего по двору разъезжать – гуляйте в песочнице» и даже «А это мое место – я здесь всегда паркуюсь».
К слову, вернувшись на работу, тут же задала вопрос об этой ситуации на «прямой линии» с представителем ГИБДД. Мне клятвенно пообещали, что «в ближайший год в городе появятся специальные машины с камерами, которые будут ездить по дворам и фотографировать тех, кто неправильно припарковался, а потом владельцам придут «письма счастья» со штрафом». Действительно, примерно через год в новостях прошла информация, что такие комплексы появились в Оренбурге. Вот только ни в одном дворе я эти чудо-машины не увидела.
И снова в голове крутятся слова классиков Ильфа и Петрова:
«И вообще авторитет пешеходов сильно пошатнулся. Они, давшие миру таких замечательных людей, как Гораций, Бойль, Мариотт, Лобачевский, Гутенберг и Анатоль Франс, принуждены теперь кривляться самым пошлым образом, чтобы только напомнить о своем существовании. Боже, боже, которого в сущности нет, до чего ты, которого на самом деле-то и нет, довел пешехода!»
И вот до чего в итоге довели меня. Осознав, что до каждого не достучаться словами, решила пойти на крайние меры. Распечатала на обычной бумаге примерно следующий текст: «Уважаемые автолюбители! Убедительно просим вас, после того как припаркуете машину, выйти и обойти ее кругом. Посмотрите, не перегородили ли вы съезды для колясок и велосипедов, потому что нашим мамам тяжело перетаскивать их на своих плечах через бордюры. Спасибо за внимательность! Юные жители дома №… по улице …. P.S. Мы же не мешаем вам, бегая по проезжей части, так что, будьте добры, не мешайте нам спокойно гулять во дворе».
Честно скажу, ни одна бумажка так и не оказалась под дворниками «провинившихся» — то забывала взять с собой, то вдруг перестали попадаться нарушители. А через некоторое время мы вообще переехали в другой дом. Здесь, к слову, никто не перегораживает съезд машинами.
Закончить этот монолог хочу призывом – друзья-водители, перечитайте хотя бы начало «Золотого теленка», где, хоть и в сатирическом стиле, но все же описаны сегодняшние муки пешеходов! И еще: давно ли вы сами перестали ходить пешком?