Шепот старой фотографии-2 (Окончание)
- 4 августа 2020
18 февраля этого года исполнилось 120 лет со дня рождения прославленного полководца, маршала Тимошенко, три года прослужившего в нашем городе. С моей точки зрения, мемориальная доска на здании «дома Панкратова» (Кирова, 28), где располагался штаб ЮжУрВО, стала бы достойной данью его памяти, проявила бы связь Оренбурга с историей страны.
А пока мы говорим об одной старой фотографии.
Итак, чтобы установить дату снимка послевоенного парада в Чкалове, нужно выяснить, где пересекаются три временных отрезка:
1) годы проведения послевоенных парадов,
2) годы, когда маршал Тимошенко командует войсками Южно-Уральского военного округа и
3) годы, когда сквера перед Домом советов ещё нет.
Отсюда потянулась вереница новых вопросов:
Сколько парадов вместится в этот отрезок? Если не один, то как различать парады маршала Тимошенко на площади перед Домом советов? Где взять достоверные данные – да и что, собственно, может считаться достоверной информацией?
Определим исходные позиции.
Послевоенные военные парады в СССР проходили дважды в год – 1 мая и 7 ноября, а 9 мая – нет.
Первый послевоенный парад состоялся в стране 7 ноября 1945 года. (Парад Победы прошёл 24 июня 1945-го только в Москве). Это и есть нижний рубеж периода.
Свидетельства о происходивших у нас событиях даст нам областная газета «Чкаловская коммуна». Прошёл парад той осенью и в Чкалове; принимал его тогдашний командующий войсками ЮжУрВО генерал армии Г.Ф.Захаров. «Впервые после четырёх лет войны тысячи тружеников города вышли на демонстрацию в честь 28-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции», - пишет в праздничном отчёте от 10 ноября наша газета.
Первый парад маршала Тимошенко в Чкалове стал, по-видимому, вообще одним из первых его дел на посту командующего войсками Южно-Уральского военного округа; в наш город он прибыл в самом конце апреля 1946-го года. По воспоминаниям оренбуржцев, командующие округом жили в одноэтажном доме № 11 в Татарском переулке (ныне – ул. Левашова). А вот когда округ расформировали в 1958 году, здание осталось в ведении Министерства обороны, его передали под гарнизонную стоматологическую поликлинику, которая и по сей день там находится.
Хотя маршал мог бы поселиться и на улице собственного имени: справочник «Улицы Оренбурга» гласит, что с 1940-го года так называлась магистраль – современный проспект Победы! Я только так могу расшифровать абзац из этого справочника:
«Орская улица (1948). К зап. от ул. Коминтерна - часть быв. пл. Мариинской (1879), пл. Новоторговой (1926), пл. Торговой (ориент. 1930); быв. ул. Торговая (1940), к вост. от пр. Победы — быв. ул. Тимошенко (1940). Новостройка»[1]. 1940-й, пожалуй, был в биографии С.К.Тимошенко пиком славы: 21 марта 1940 года за «образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство» командарму 1-го ранга С.К.Тимошенко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». 7 мая 1940 года он назначен на должность Народного комиссара обороны СССР с присвоением высшего воинского звания - Маршал Советского Союза.
На фотографии, где маршал Тимошенко принимает парад в Чкалове рядом с невысоким генералом, заснят один из майских парадов. Ноябрьские проходили всегда в зимней форме одежды.
Войсками ЮжУрВо маршал командовал с апреля 1946-го по март 1949-го. Значит, мог принимать здесь только, максимум, три весенних парада: с 46-го по 48-й.
Кладём на библиотечный стол шесть полугодовых подшивок «Чкаловской коммуны» за эти три года, обращаем особое внимание на май и ноябрь.
По итогам празднования Первомая или Октября в областной партийной газете публиковался обязательный отчёт по жёсткой схеме. Сначала, согласно ей, шла лирическая часть (из разряда «Улицы будто стали шире»), выдержанная в официально-поэтичных тонах, например: «В этот торжественный день площадь Дома Советов, залитая ярким солнцем, выглядела, как никогда, радостно и празднично». Затем шли сведения о приёме парада, речь командующего парадом, отчёт о прохождении демонстрации. Как правило, это печаталось числа 3-4-го мая или 10-11-го ноября, поэтому часто отдельным материалом добавлялась текстовая зарисовка типа «Город вечером».
В результате шуршания по таким отчётам становится ясно: в Чкалове Тимошенко принял всего три парада, по одному в год. Два майских – 1946-го и 1948-го, и один ноябрьский – 1947-го. Весна - осень - весна. Вопросов о том, почему другие парады принимал не он, да почему в мае 47-го парада вообще не было, газета, естественно, не касалась – осталось это тайной и для меня. Но известно, что 7 ноября 1948-го маршал Тимошенко принимал парад не в Чкалове, а на Красной площади в Москве. По очереди всем маршалам Победы доверили принимать послевоенные парады общесоюзного значения.
И вот - в "Чкаловской коммуне" отчёт о первомайском параде 1946-го года. Тимошенко здесь принимает парад с неким Бескиным, сходство с исходной фотографией - очевидное.
Сравним с исходным снимком?
Думается, газетное фото, как это часто практиковалось в те годы, грубо скомпоновано из двух частей. Вертикальная линия, левее которой на снимке располагаются Тимошенко и Бескин, отсекла даже верхнюю часть теней командующего парадом и принимающего парад. И хорошо сделала, - иначе их тени и тени солдат соприкоснулись бы головами: эти тени направлены друг навстречу другу, от краёв коллажа к центру. Именно тени на трёх фотографиях тихо, но внятно шепчут нам: левая часть газетного коллажа снята несколькими минутами раньше, пока два высших офицера не завернули вправо, вдоль Советской улицы, а двигались вдоль улицы Фадеева от Дома советов. Вероятно, так по прямоугольнику, они и обошли изнутри войска, выстроенные в каре и вернулись к трибуне.
Согласно подписи к фотографии в «Чкаловской коммуне», 1-го мая 1946 года маршал идёт бок о бок с "генерал-майором И.С.Бескиным".
Генерал-лейтенант (а не генерал-майор, как гласит подпись под газетным фото, – он получил это звание ещё в 1944-м, а 31 мая 1945-го – звание Героя Советского Союза) Израиль Соломонович Бескин оказался личностью заметной. Возможно, эти два солдата даже встречались раньше: оба – «сталинградцы». Тимошенко был первым командующим Сталинградским фронтом, Бескин командовал на Донском фронте артиллерией 65-й армии; именно с его команды 10 января началась ликвидация Сталинградского котла силами Донского фронта (операция «Кольцо»). «В 8 часов 03 минуты командующий артиллерией 65-й армии генерал-майор И.Бескин подал сигнал на открытие огня. Мощным, без единого предупредительного выстрела, налетом началась артиллерийская подготовка наступления. Свыше двух тысяч орудий, шесть тысяч миномётов обрушили снаряды и мины на позиции врага[2]».
Однако остаются некоторые вопросы.
Всё же непонятно, что за предмет военного обихода в руке у Бескина? Должна быть шашка, но генерал-лейтенант держит этот предмет кончиками пальцев, щепотью – а ведь рука у него не великанская, поменьше, чем, например, у двухметрового Тимошенко. Тень от предмета видна на обоих снимках, но большой ясности не вносит: я не вижу на двух снимках ни в руках Бескина, ни на земле ни одной проекции оружия с широким клинком. Указка какая-то!..
Не похоже на то парадное оружие, с которым шли генералы на Параде Победы уже в предыдущем, 1945-м году.
Непонятен и способ передвижения Тимошенко и Бескина. Почему идут пешком, а не скачут на конях, как это делалось до 1953 года, когда приём парада станет производиться на открытых автомобилях ЗИС-110?
В газетном отчёте этот способ передвижения по площади не без изящества обойдён: «Ровно в одиннадцать часов на площади появляется командующий войсками Южно-Уральского Военного округа маршал Советского Союза С.К.Тимошенко, приняв рапорт командующего парадом генерала Бескина, маршал Тимошенко направляется вдоль строя бойцов и офицеров». Правда, под конец хроникёр всё же «раскалывается»: «Закончив обход войск, выстроившихся для парада, тов. Тимошенко поднимается на трибуну».
Возможно, пешее обхождение войск связано с командующим парадом, генерал-лейтенантом артиллерии Израилем Соломоновичем Бескиным. Он – славный воин, прошедший Испанию (был главным советником при командовании республиканской армии по артиллерии), Ельню, Московскую битву, Сталинград, Курск, Бобруйскую и Минскую операции, Вислу-Одер…
Но ездить на лошади артиллерист мог и не уметь. А пеший конному в приёме парада уж точно не товарищ.
Так что если из-за «артиллеризма» своего заместителя прирождённому кавалеристу Тимо-шенко пришлось вымерять длинными ногами[3] широкую площадь перед нашим Домом советов…
Тимошенко, Буденный, Ворошилов
Я не знаю, какие именно фразы и словосочетания составлял в своей голове на ходу один из лучших кавалеристов своего времени.
Но всё остальное старая фотография прошептала нам очень внятно.
[1] Гаранькин Ю.Д., Дорофеев В.В., Жилин А.Н. Улицы Оренбурга: Справочник. - Оренбург: Оренбургское кн. изд-во, 1995. - С. 89.
[2] Косенко, И. «Кольцо» возмездия: [к 65-летию Сталинградской битвы] / И. Косенко // Российское военное обозрение. - 2008. - № 1. - С. 38-43.
[3] Это были те самые ноги, о которых писал в «Конармии» Бабель: «Тимошенко, начдив шесть, встал, завидев меня, и я несказанно удивился красоте гигантского его тела. Он встал и пурпуром своих рейтуз, малиновой шапчонкой, сбитой на бок, орденами, вколоченными в грудь, разрезал губу пополам, как штандарт разрезает небо. От него пахло недосягаемыми духами и приторной прохладой мыла. Длинные ноги его были похожи на девушек, закованных до плеч в блистающие ботфорты» («Мой первый гусь»). Впоследствии фамилия начдива в «Конармии» была заменена на «Савицкий» - Семёну Константиновичу его литературный портрет не понравился.