Оренбург XIX века в фотографиях Карла Фишера

Оренбург XIX века в фотографиях Карла Фишера

Текст: Дмитрий Урбанович

У благотворительного фонда «Евразия» знаменательные даты  случаются  с поразительным постоянством – через каждые пять лет.

Так, 24 декабря 15 лет исполнилось самому фонду. Но ещё за пять лет до того возникло Оренбургское книжное издательство, впоследствии получившее имя Г.П.Донковцева. Мало того, ровно 10 лет назад, день в день, на пятилетии «Евразии» оренбуржцам впервые был представлен гимн города – в присутствии авторов, Юрия Энтина и Давида Тухманова. Ну, и наконец в 2015 году исполнилось 5 лет еще одному проекту «Евразии» – Оренбургскому туристическо-информационному центру, известному как "Сувениры Оренбурга".

А еще на 15-летии «Евразии» на люди вышел новый, только с самолёта, альбом Александра Исковского «Фотографъ Карлъ Фишеръ в Оренбурге» - именно так, с твердыми знаками. Фишер – легендарный московский «фотограф Императорских театров и университета» конца XIX – начала XX веков, председатель Русского фотографического общества, выходец из Германии,  начавший фотографическое дело в Саратове и Самаре, но всероссийскую известность приобрел, работая в Оренбурге. В альбом вошли виды города Оренбурга и Илецкой Защиты с ее знаменитым соляным рудником, а также некоторые «типы и виды иноземцев» Карла Фишера и сведения о других фотографах Оренбуржья на рубеже веков.

– Конечно, материалы Александра Исковского по Фишеру я читал еще в газетных публикациях, - сказал Игорь Храмов, президент фонда «Евразия». - Альбом такого плана заинтересовал. Уже когда мы получили федеральный грант на частичное возмещение типографских расходов, и работа над книгой шла полным ходом, пришло неожиданное известие из Германии. Потомки булочников Фокеродтов - тех самых, в доме которых на Николаевской  располагалось фотоателье Фишера, прислали несколько хороших сканов видов Оренбурга - именно "фишеровского" производства! Так что линия немцев Фокеродтов получила в альбоме свое развитие, тем более и сейчас практически на том же месте в пешеходной зоне Оренбурга находится "фото-кафе"! 

Пара вопросов к автору альбома, Александру Исковскому:

- Где и как «находились» фишеровские фото?

– Впервые о фотографе К.Фишере, проживании его в  Оренбурге и деятельности, я узнал в 1991 году из статьи в журнале «Советское фото». Автор Т.Шипова рассказала о нём довольно кратко, пунктирно обозначив наиболее значимые достижения, в первую очередь участие в организации в 1900 году Российского фотографического общества. Фамилия запомнилась, а когда в книге «Фотографы Москвы» увидел знакомое имя, то интерес к работам К.Фишера на фоне краеведческих исследований возобновился. Фотографии появлялись как бы сами по себе, от друзей и знакомых. В процессе работы с документами намечались пути, в результате приводящие к результату – обнаружению снимка.

Портретную фотографию К.Фишера кабинетного формата рассматривал и держал в руках, за что благодарен Т.Шиповой, той самой, автору «Фотографов Москвы». Снимок находится в собрании Литературного музея. Где и сколько фотографий находится ещё, можно только гадать. Понятно, бытовых снимков людей не сосчитать, их много в продаже на интернет-аукционах, сохранились фотографии в семейных альбомах. Куда более интересны фотографии с видами Оренбурга, причём нужно отметить высокий профессиональный уровень съёмки. На снимках нет архитектурных искажений, характерных сейчас при использовании широкоугольной оптики. Это не значит, что тогда короткофокусных объективов не было. Были! Вопрос в том, каковы навыки и квалификация фотографа.

– Существует ли возможность пополнять «фишеровскую коллекцию»?

– Конечно, существует! Вопрос лишь в том, а нужно ли? Объясню. Фотография сама по себе лишь кусочек бумаги. Если на нём изображение какого-то «непонятного» события, человека без указания имени, то историческая ценность снимка, даже в случае наличия «фишеровского» паспарту, невелика, если не сказать минимальна. Кстати, именно благодаря паспарту фотографии сохранились до настоящего времени. Иными словами, пополнять коллекцию хорошо «понятными» снимками, а «немые» фото хороши лишь своей стариной. Так, несколько лет тому назад потомок орского купца поделился со мной фотографией братьев Смирновых, сделанных в первые годы фотоателье Фишера в Москве, ещё с надписью на паспарту «Дьяговченко». Помог областной архив, сведения о Смирновых нашлись. Фотография условно «заговорила», ожила сведениями. Или другой пример. На фотографии, сделанной в ателье К.Фишера, изображены трое детей. Кто они? Хорошо, что фото хранилось в семье потомков известного в Оренбурге в конце 19 века статского советника Камбулина, поэтому стали известны имена, а после некоторых поисков в архиве  и удалось датировать, приблизительно плюс-минус 3-4 года, время съёмки. С другой стороны, даже «молчащие» фотографии со временем могут заговорить, если собирать и систематизировать сведения по истории Оренбурга.

 

 

...

  • 0

Популярное

Последние новости