Близнецы. Надежда Кутафина об истории соборов в Оренбурге и Царицыне

Близнецы. Надежда Кутафина об истории соборов в Оренбурге и Царицыне

Надежда Кутафина рассказала историю двух соборов-близнецов, один из которых был построен в Оренбурге, другой - в Царицыне:

"В полдень, 17 октября 1888 года со станции Тарановка Курско-Азовской железнодорожной линии в условиях сильного дождя, при отрицательной наземной температуре, выходит поезд особого класса – «Экстренный чрезвычайной важности». Состав, вышедший в путь по обледенелым рельсам, идёт с грубыми нарушениями технического регламента того времени: вместо максимально разрешённых 42 осей, в этом составе осей – 64. Нагруженный как тяжёлый грузовой состав, поезд, ведомый двумя паровозами, разгоняется до скорости пассажирского экспресса – 68 км/ч. Преодолев небольшое расстояние, у села Червоный Велетень, что возле станции Борки, в 14 часов 14 минут, на крутой насыпи, поезд соскальзывает с рельсов. Из 15 его голубых вагонов 10 слетают под откос. 68 пострадавших, в числе которых 21 погибший. Наверное, память об этой железнодорожной катастрофе давно потерялась бы в памяти, если бы не одно обстоятельство: это был поезд, везший из Ливадии в Петербург императора Александра III, цесаревича Николая Александровича и всю императорскую семью.

 

 

 

Происходит настоящее чудо. В момент крушения император с семьёй и свитой обедали. Их вагон, слетевший с десятью остальными – один из самых повреждённых. Вагон полностью разрушен, колёса оторваны, стены сплюснуты, крыша сорвана. Вагон завалился набок и слетел с насыпи. При этом, никто из императорской семьи не пострадал! Единственный погибший в вагоне – любимый императорский пёс Камчатка. Александр III, обладавший недюжинной силой, одними своими руками поднимает крышу вагона, давая выход родным и всем, кто был внутри. Потом он лично ходит вдоль разрушенного состава, приняв на себя командование спасательной операцией. Никто в тот момент не знает, что единственный человек, пострадавший в вагоне – сам император. Получивший сильный ушиб почек, через некоторое время он заболеет. Почки, пострадавшие при крушении, станут причиной его смерти – через шесть лет, когда ему исполнится 49. С этого события в городе начинается новый большой проект, который по завершении своём подарит городу его новое лицо. В тот же день Городская Дума принимает решение «О сооружении в г. Царицыне Александро-Невского собора в память о сохранении жизней членов императорской семьи во время крушения поезда». В Постановлении говорилось: «В ознаменование этого достопамятного чудесного события соорудить в Царицыне, на городской базарной площади собор с главным престолом, во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского и двух предельных престолов во имя Марии Магдалины и Св. Безер. Косьмы и Дамиана… На сооружение этого храма ассигновать фонд из средств города в 5000 рублей, каковую сумму внести в смету расходов 1889-1890 годов, по 2500 рублей в каждый».

 

(ГАСО. Ф.1 Оп.1 Д.4610. Л.270. Приводится по: А.В. Материкин. Очерки истории Царицынской Городской Думы. Кн. I. – с. 315-316).

 

А каким должен быть новый собор? На этот счёт существуют разные мнения, но наибольшую популярность набирает проект уже построенного собора. За несколько лет до того в Оренбурге строится роскошный Казанский собор, образ которого волнует воображение городских гласных. В мае 1899 г. в командировку в Оренбург из Царицына отправляется группа членов подготовительно-попечительной комиссии, в составе которой архитектор Ю.Н. Терликов, купцы А. Шлыков и В. Рысин. 11 мая они осматривают оренбургский собор и остаются в восторге от увиденного. Экскурсию по собору для них проводит сам Епископ Оренбургский Владимир, который заявляет им, что «план алтаря в соборе очень удобен для священнослужителей, а также и для молящихся… во время же церковной службы при пении получается замечательный резонанс». Гласные привозят с собой не только отчёт, но и фотографии оренбургского собора.

 

В начале 1870-х гг. генерал-губернатор Оренбурга Крыжановский ввиду нехватки места в городских церквях, предлагает построить новый кафедральный собор, в связи с чем объявляется всероссийский сбор средств и пожертвований. Первоначальные проекты членов Императорской академии художеств Леонова и Шреттера не устроили оренбургский комитет ввиду крайней дороговизны. Спустя несколько свой проект предлагает академик архитектуры Александр Ященко, построивший к тому времени Вознесенский собор в Новочеркасске. Этот проект получает утверждение. В 1888 году начаются строительные работы. Собор построен быстро, возведение здания в основном завершено к 1894 году. Главный колокол собора имел вес 11,6 тонн.

 

Храм был построен с выдающимся посередине обширным куполом, который с трёх сторон облегали три полукупола, а между ними возвышались четыре колокольни. Казанский собор простоит, как и его царицынский родственник недолго. В 1932 году его попытаются взорвать, но силы взрыва не хватит и собор устоит. Его разберут в 1936 году.

 

Собор в Царицыне был почти близнецом оренбургского и имел лишь небольшие отличия. Гласные, вернувшиеся из Оренбурга, внесли следующие предложения: (1). Наружный вид собора с боковой стороны ещё бы казался величественнее если бы колокольню онаго со входной стороны отодвинуть несколько подальше; (2). Внутри собора у боковых входов сделать пол на одном горизонте с главным входом; (3). У задних пилон сделать арки по образцу Самарского собора. Соборы, конечно, не были близнецами в строгом смысле слова, но различия замечались только при серьёзном изучении.

 

(ГАСО. Ф.25 Оп.1 Д.917. Л.484-484 об. Приводится по: А.В. Материкин. Очерки истории Царицынской Городской Думы. Кн. II. – с. 175-176).

 

В результате получилось грандиозное сооружение. В высоту он имел 57,5 м (18-этажный дом!); в длину – 51 м, в ширину – 42 м. Строительство началось в 1901 году, освящён храм был в 1918 г. 21 марта 1932 года его варварски взорвали".

...

  • 0

Популярное

Последние новости