А вы знаете, что через 15 лет средняя продолжительность жизни оренбуржца достигнет 72 лет? То есть, будет примерно на семь лет дольше, чем сейчас. А помочь нам в этом должны депутаты оренбургского горсовета. Как они собираются это делать? Возможно, раздавать горожанам витаминки или возить в Гагры за свой счет. Так или иначе, такие цифры указаны в документе под названием «Стратегия социально-экономического развития Оренбурга», который приняли в сентябре 2011 года. Кстати, исполнение Стратегии поручили лично Евгению Арапову, так что, если кто-то в 2030 году не доживет до 72 лет — все претензии к нему.
Что это за документ? Это не Указ и не Постановление, никакого конкретного действия от него быть не может. В Стратегиях описывают лишь общее направление развития, без подробностей того, как прийти к лучшей жизни. Собственными Стратегиями обзавелись почти все города, от Бузулука до Санкт-Петербурга. Причем большинство из них до 2025-2030 года. К тому времени депутаты, которые их принимали, уж точно сменятся, и спросить, скорее всего, будет уже не с кого.
Стратегия Оренбурга мало чем отличается от остальных, ведь, если не вдаваться в детали, то все чиновники хотят для своих вотчин одного и того же — чтобы благосостояние росло, а демография улучшалась.
Давайте пройдемся по выдержкам.
«Новыми возможностями для развития могут стать предприятия по производству метанола, поливинилхлорида, клеящих и пропиточных смол с высоким уровнем добавленной стоимости»
Вот спасибо большое, только этого не хватало. Оренбург и так относится к пятой – критической — экологической категории, где влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду (и наоборот) носит угрожающий характер. Промышленные предприятия занимают пятую часть города.
«Потребности населения города в среднем на 25% удовлетворены местными производителями и, в частности, овощами – на 30%, картофелем – на 25%, мясом – на 6,4%, молоком – на 10%»
Что-то я сомневаюсь насчет такого количества местной картошки и морковки, про мясо уж молчу. Мое мнение — бестолку разгонять сельское хозяйство в Оренбурге до космических высот, лучше просто не ставить палки в колеса уже имеющимся фермерам.
«Динамика развития предпринимательства имеет стабильно положительную тенденцию. В городе работают более 12 тысяч малых и средних предприятий, более 18 тысяч индивидуальных предпринимателей»
На самом деле в последнее время число ИП стремительно падает — примерно на 500 в год. Откуда тут взяться положительной динамике?
Но буду честной: авторы Стратегии не всегда витают в облаках, а иногда вспоминают и о реальном положении дел. Так, например, интересно их видение проблем, которые мешают нашему замечательному городу вырваться в лидеры (стать миллионником, провести Олимпиаду, нужное подчеркнуть). Проблем несколько, они, в целом, банальны, но есть одна, которая меня зацепила.
«Вторая группа проблем связана с тем, что в концепции РФ город Оренбург не вошел в систему городов России, как центр развития энергетической, машиностроительной, транспортной или телекоммуникационной инфраструктур»
Да-да, про нас просто забыли, мы серые мыши на фоне Самары или Нижнего Новгорода. Что же делать?
«Эта проблема не может быть разрешена простыми решениями — реконструкцией аэропорта и воздушного сообщения Оренбурга или улучшением качества автомобильных дорог»
Помните анекдот про два пути развития колхоза: реальный и фантастический? Так вот: в фантастическом хозяйство поднимет с колен председатель, а в реальном — прилетят добрые инопланетяне. Здесь то же самое. Самый реальный вариант — ждать, когда Президент вдруг скажет: «Оренбург — лучший город в мире!». Вот тогда и заживем, и экономика поднимется, и зарплаты.
Сейчас Оренбург трудно сравнивать даже с городами ПФО (хотя такие рейтинги постоянно составляют, но насколько они объективны?). Город не является экономическим лидером, а если сравнить уровень жизни в 14 городах Приволжья, то мы где-то на 6-7 месте. Не в самом конце, и то хорошо.
Да и время для Стратегии выбрано не очень удачно: именно в эти годы должен сказаться спад рождаемости 1990-х. Последствия «демографической ямы» будут мешать до тех пор, пока не станет трудоспособным поколение 2000-х, то есть, как раз к 2030 году. А это значит, что до тех пор придется решать проблему с кадрами за счет мигрантов, перевозить в Оренбург жителей близлежащих территорий и так далее.
А теперь сценарии развития города, то есть, то, ради чего и затевалась Стратегия:
1. Инерционный. Суть в том, что мы продолжаем вяло плыть по течению. «Устойчивое развитие города будет зависеть от стабильности развития предприятий нефтегазового комплекса» (документ писали в 2011 году, и с тех пор в нефтянке стало ой как нестабильно).
2. Интеграционный. «Город становится звеном сложившейся и складывающейся системы межрегионального и международного разделения труда и предпринимательства». Звучит пафосно и красиво, но реальных рычагов для этого нет.
3. Инновационный. Ох и любят чиновники это слово со времен Медведева! Но этот путь вовсе не означает, что всем горожанам раздадут айпады, а означает он всего-навсего внедрение полумифических высоких технологий в производство.
Ну и на закуску несколько конкретных предложений от разработчиков:
- Создание нескольких спортивных команд по видам спорта с массовым зрителем, способных участвовать в российских и международных соревнованиях;
- Создание электронной библиотеки Главы города;
- Информационное сопровождение в сети Интернет деятельности учреждений культуры, конкурсов исполнителей, хоровых и фольклорных фестивалей (…).
(вот это особенно мило — к 2030 году чтобы все освоили интернет, понятно?!)
- Открытие новых театров и театральных площадок;
- Создание условий для привлечения предпринимательства к выпуску товаров массового потребления с отражением степной тематики: календари, пакеты, этикетки, почтовые марки, конверты, открытки, буклеты и т.п. Рекламирование социальных достоинств степных ландшафтов на стандартных рекламных щитах города. (вот это уже интереснее, хотя реализация, как всегда подведет);
- Организация производства кумыса и сооружение кумысолечебницы.
В 2015 году нас ждут выборы мэра. С момента принятия Стратегии прошло почти три года, и у местных властей есть еще год до переизбрания, чтобы воплотить как можно больше из задуманного. Ну а горожанам остается наблюдать и верить в лучшее.