Вперёд в прошлое!

Вперёд в прошлое!

 Сознание путешествует во времени спонтанно. Мыслительные дорожки обусловлены ассоциациями. Начнёшь вспоминать об одном, а в голове всплывает другое. Многое ещё зависит от фона «здесь и сейчас». Что было примечательного, например, в 2010 году? Тяжело припомнить. Мэр Киева Виталий Кличко сказал однажды: «Сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все. Мало, кто может это делать». А я бы сказал по-другому: «В день вчерашний могут смотреть все. Но мало, кто может что-то увидеть». Да, для воспоминания нужны маячки. Мэр Кличко… Мэр! В 2010 году в Оренбурге были выборы мэра (ну или как там у нас это называется?). О, это значит, что в 2015 году в Оренбурге снова будут выборы мэра. И тут я делаю попытку посмотреть в завтрашний день, при этом не забыв разглядеть день вчерашний.

Я помню, как многим моим знакомым понравилась процедура избрания народного мэра Севастополя Валерия Чалого – на центральную площадь вышел народ и сказал: вот наш мэр, он – народный. Прямая демократия в действии. Правда, тогда же другие знакомые стали говорить о политтехнологии, разработанной загодя в недрах Кремля, из которых зорко следит за внутренней политикой Вячеслав Володин. И здесь я сталкиваюсь с первым противоречием. Именно Володин, будучи секретарём генсовета «Единой России», приложил максимум усилий для того, чтобы заменить прямые выборы глав крупных городов их избранием из числа муниципальных депутатов. Административные функции при этом делегировались управленцам со стороны – сити-менеджерам. Противоречие, конечно, в глаза не бросается. Да и Чалый уже не мэр. Да и народ тот уже вернулся домой. Насовсем.

Оренбургский народ не чета севастопольскому. Дома давно обжился, на площади собирается только по праздникам, а к выборам привычен любым. Мэры, губернаторы, депутаты – все на одно лицо. Какие выборы в этом году будут? – спросите. Берга! – ответят. Да, за 4 года электоральные массы прогрессировали. Знают хотя бы, за кого голосовать (не зря администрация взялась за местные СМИ). А в 2010-ом 64% потенциальных избирателей только от опросчиков узнали о том, что мэра будут выбирать не они. Миновавшие соцопрос избиратели узнали об этом, скорее всего, на избирательном участке. И даже тогда ничего не поняли. Легко ли понять то, что произошло тогда? С высоты 2014-го немного легче.

12 февраля 2010 года депутаты горсовета внесли изменения в устав города, в важнейшую из его частей: в статьи, регулирующие порядок избрания исполнительной и законодательной власти города. Теперь главу города избирали 39 депутатов горсовета из своего числа, а на пост главы администрации приглашался специалист извне – сити-менеджер. Что предшествовало этому решению? Сразу в голову приходят варианты: городской референдум, массовые выступления горожан, затянувшийся кризис системы управления городом, продолжительная общественная дискуссия на эту тему, то есть поиск выхода. Ничего этого не было. Да, 14 января состоялись публичные слушания, но так и хочется слово «публичные» закавычить. А сказано на них было следующие: «в русле проводимой политики Президента», «интересы рядовых оренбуржцев превыше интересов групп», «разделения политики и хозяйствования». Таковы ключевые фразы, выражающие благие намерения.

Благие намерения приводят к новым противоречиям. «Рядовые оренбуржцы» в числе 81 721 человека однажды избрали мэра (17% горожан, 53% избирателей). Мэр управлял хозяйством своеобразно. Некоторые называют это лужковским стилем управления. Широкие полномочия и далеко идущие компетенции администрации координируются с деятельностью промышленно-финансовых групп с помощью горсовета. При этом много внимания уделяется социальным проблемам. Десятки тысяч могут поставить галочку, а могут и не поставить. Карусели в каждом дворике эффективнее «каруселей» на избирательных участках.

А теперь «рядовые оренбуржцы» избирают 39 депутатов горсовета, из которых 20 избираются по партийным спискам. По партийным спискам, то есть из политических соображений, а не из хозяйственных. Что это за кандидаты? Учителя, врачи, офицеры. У кого их мандаты? Не суть. Всё в русле политики, проводимой Президентом. На муниципальные выборы приходит 30% избирателей, что голосуют за федеральных политзвёзд: за Зюганова, за Жириновского и т.п. Ещё 19 депутатов избираются по одномандатным округам. Там традиционно победили представители п.-ф. групп: от транспортников и энергетиков до строителей и ремонтников (все члены «Единой России»). В городе вместо эрзац-парламента появился расширенный суррогат, только с партийными свистелками и одномандатными перделками. «Рядовые оренбуржцы» должны быть довольны.

Вместо сильного (в политическом смысле) мэра, получили слабый (во всех смыслах) горсовет. Идём дальше. Сити-менеджером стал гендиректор «Оренбург Водоканал» и бывший депутат горсовета Евгений Арапов. Аллилуйя.

Когда муниципальные депутаты слабы (то есть ангажированы группами), а другой обратной связи с горожанами нет (избирают только горсовет), то у хозяйственника вне политики (назначенца такого горсовета) появляются другие вышестоящие инстанции: областная администрация (что нехорошо) и олигархические группы (что совсем плохо). И тут начинается самое интересное. 4 года политической борьбы в городе; подковёрные интриги, торги и договорённости на уровне области; хаос в городском хозяйстве и непрекращающейся популизм всё в тех же местных СМИ. Городские чиновники зорко следят за областными. Тенденции, русло Президента.

А теперь тезисы, каждый из которых вмещает отдельную статью. (Если только опыт твой, читатель, соразмерен полученным благодаря нему знаниям).

— Горсовет не является горсоветом,
— сити-менеджер – не сити-менеджер,
— в городе две главы, но ни одна не работает,
— горожанам всё равно, потому что их тоже нет,
— будущее осталось далеко за прошлым.

...

  • 0

Популярное

Последние новости