Оренбуржье как белое пятно

Оренбуржье как белое пятно

 Начиная довольно чувствительную в Волго-Уральском регионе тему «развития туристического потенциала», сошлюсь, почти в духе текстов советского периода, на… изречение Карла Маркса: «Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего замечательного». Зачем так? Может, не надо сразу о пределах, если речь о развитии? Нет, надо. Дело в том, что чиновники, сфера деятельности которых – продвижение внутреннего туризма, по странному стечению обстоятельств более всего подвержены классическому заболеванию, известному как маниловщина. И это при всей ограниченности бюджета.

Объективные экономические обстоятельства последних месяцев равно благоволят не только деятельности выше(не)названных персонажей, но и их бездеятельности. Шокирующее падение курса рубля неизбежно перенаправит внимание российских граждан и их платежеспособный рублевый спрос на перспективы отдыха в собственной стране. К моменту написания статьи поток выездных туристов (с учетом сезонного фактора) уже сократился на треть, а что будет дальше – знает только ЦБ РФ. В общем, как бы можно ничего и не делать. Только кто здесь видел «невидимую руку рынка»? Как известно, россияне – не американцы и на первый шок склонны реагировать дизадаптацией. Модель «свободной туристической зоны» работает только там, где туризм является традиционной статьей дохода местного населения, например, в Крыму или на Кавказе. Там действительно индустрия туризма следует за традицией, а политика – за индустрией. Но уже Алтай и Поволжье, хотя и популярные в советские годы, потребовали «перезапуска» на государственном уровне этой индустрии, практически издохшей за время экономических реформ 90-х годов, а на горном Урале государственная поддержка туризма – идея-фикс, что указывает, с одной стороны, на перманентную слабость региона в данной сфере, а с другой на то, что какие-то перспективы все-таки нащупываются, и можно рискнуть и государству, и бизнесу. Нет смысла продолжать эту мысль: каждому очевидно, что Оренбуржье даже минимально не популярно, менее же всего – у оренбуржцев.

Поэтому, хотя стартовый тезис верен: оренбуржцы обречены значительно чаще планировать отдых в России, а, следом, и в собственном регионе, выводы из него, прямо скажем, неоднозначны. Соль-Илецк? Кто на Соль-Илецк? Все на Соль-Илецк? Даже в страшном сне такое не приснится. Нужно что-то предпринимать. И (о кошмар кошмаров!) делать это быстро. Это настоящий вызов оренбургскому менталитету.

Итак, популярности нет, но, как уже говорилось в самом начале, в сфере внутреннего туризма наблюдается предсуществование маниловских планов даже самой популярности. Эти планы обычно опираются на бред сверхценности. Например: наше богатство – наше многонациональное население (точно такое же, как в соседнем регионе). И поэтому, а давайте построим… ладно, не буду говорить, что, но относительным туристическим хитом данная бредовая по сути своей, наивно-постмодернистская и агрессивно-китчевая (чего стоит один только «мини-гольф – традиционная игра башкирской аристократии») затея смогла стать только из-за космической пустоты, ее окружающей. Промыслительно, что затея сия недвусмысленно прописалась на проспекте Гагарина. И вот, ее уже копируют в других областях, что говорит о том, что мы не в состоянии представить себе градации пустоты и все оттенки региональной серости…

Природные богатства не столь легко сдаются перед натиском фантазии, все же они чуть более объективны. Выдумать совсем их нельзя, можно только «брендировать». Автор этого текста имеет опыт сплава на надувной лодке по Сакмаре. Сакмара – в верхнем и среднем течении довольно привлекательная река начального уровня. Почти безопасная даже в конце половодья, окруженная по-европейски красивыми ландшафтами, изобилующая гостеприимными деревеньками, она привлекла немало уральцев. Откуда они узнали про нее? Из своих собственных региональных источников. И отправились туда «дикарями», как и пристало уральцу. А что знает средний оренбуржец про Сакмару? Что она скоро высохнет. А что сделано для минимальной организации сплавного туризма по Сакмаре в самом Оренбурге или, скажем, в Кувандыке и Саракташе, для обозначения точек интереса, создания дополнительных пеших маршрутов от места высадки, пусть хотя бы на бумаге, но в виде захватывающего справочника, от которого бы потекли слюни у туриста-водника?

В среднем течении, где река пересекает предгорья Урала, есть по-настоящему фантастические участки, достойные Толкиена. Там не просто глушь – «там драконы», как писали на белых пятнах средневековых карт. Там есть возможность организовывать уникальные гибридные (водно-пешие, конно-пешие, водно-конные и т.п.) походы не хуже алтайских, но намного доступнее, дешевле и безопаснее, своего рода «софт-версия» Алтая для школьников, семей, девушек и хипстеров… Даже ногайские предания и казачьи басни лучше знают о том, что происходило в этих местах, чем центр туристического информирования Оренбурга. Кстати, а где он? Надо ли добавлять к этому, что за неделю ленивого, «матрасного» сплава в прекрасную погоду с пешими бросками-однодневками и заходами в деревни, мы не встретили никого, кроме деревенских рыбаков, цыган, орнитологов и единственной школьной группы из Башкирии?

Велотуризм. Автор этих строк впервые заявился в Оренбуржье именно на велосипеде. Но степень популярности велосипеда в регионе такова, что каждая «экспедиция» производит фурор на оренбургских велофорумах и в блогах. Да что там велосипед… событием для всего региона становится фото-тур… на автомобилях. В буквальном смысле «ударим автопробегом», а ведь это практика из годов 1920-х… Кстати, подобный «формат» информирования о регионе повысить его туристическую популярность едва ли способен. Но это всего лишь мое личное мнение.

Не буду говорить про планеризм: уже боюсь, что прослыву уральским экстремалом. Но тот, кто летал только первым классом на «Боинге» – не летал. А сколько еще есть замечательных возможностей для работы с этим, якобы пустым и скучным, ландшафтом Предуралья: ролевые игры и историческая реконструкция (с продажей билетов), эко-поселения по типу израильских киббуцев для тех, кто хочет провести «лето в деревне», но без «идиотизма сельской жизни», зоны организованных живописных пикников по американскому образцу, с автостоянками, предварительно обработанные от клещей, где можно упражняться в пейзажном рисунке и фотографии под руководством выпускников художественного училища, скаутские лагеря, арт-фесты и даже (при известном свободомыслии организаторов) «дикие» маршруты для любителей языческих свобод, участник которых будет гарантировано избавлен от встречи с консервативным сельским населением. Каждое из таких предприятий стоит дешевле одной постройки в «национальной деревне», каждое из них, отработав несколько сезонов без происшествий и плохих отзывов, может получить региональный «знак качества», каждое – стать приключением, поводом к дружбе или знакомству. Но, может быть, оренбуржцы просто не любят приключений?

А ведь я даже не коснулся собственно городского туризма в Оренбурге, перспективы которого также не столь уж печальны. Показательно, однако, что даже карту Оренбурга приходится, как говорили в эпоху застоя, доставать. Подводя же итог всему вышесказанному, можно заключить, что туризму оренбуржцев надо учить. Мало того, что нужна школа туризма с привлеченным со стороны (с правильной стороны) педагогическим составом «иноземного строя», которая создаст профессиональную среду. Это само собой. Но учить, оказывается, нужно и потребителя. Учить любить свой регион не в рамках курса «регионоведения» и пафосной муниципальной  пропаганды, а практически и контактно, как учат плавать. Кинули в эксперимент, нравится? Не нравится – плыви в свою Турцию, если домашняя экономика позволяет. Значит, ты ниже этого. Экстремизм? Ага. Он самый. Но этот «комсомольский» вектор будет все более оправдан экономической и геополитической ситуацией. Только так можно вызвать интерес, только так можно отличить реальные пределы потенциала от тех, что поставлены простым недостатком вображения. «Развиваем туристический потенциал»? Нет: себя.

Внутренний туризм – это не ВДНХ и строительство постмодернистских эйфелевых башен, это социальный процесс, это движение. А движение – жизнь. Жить хочешь?

...

  • 0

Популярное

Последние новости