РЖД скатились до 3.48 триллионов рублей долгов: компания оказалась на грани финансовой катастрофы — рассказываю, кто виноват
- 12:00 28 декабря
- Иваньшин Илья

В декабре 2025 года РЖД — артерия, связывающая экономику России — оказалась на краю пропасти. Долговая нагрузка достигла 3,48 триллиона рублей, из которых 1,64 триллиона — краткосрочные обязательства. При этом, отмечает автор Дзен-канала «ТЕМА. ГЛАВНОЕ», чистая прибыль за девять месяцев рухнула в 4,2 раза, едва дотянув до 25 миллиардов рублей.
Подумайте только — РЖД скатились до 3.48 триллионов рублей долгов. Ситуация напоминает медицинский диагноз: сердце системы бьется с перебоями, а сосуды перегружены токсинами неэффективности. Правительство готовит экстренный пакет помощи на 1,3 триллиона рублей — но хватит ли этого?
Рассказываю, кто виноват, —
автор нам все разъяснил.
Центральный элемент «спасательной операции» — продажа 350 тысяч кв. м в небоскребе Moscow Towers («Москва‑Сити»). Купленные в 2024 году за 170–193 миллиарда рублей, эти площади планируют реализовать за 2,4 миллиарда долларов (~227 миллиардов рублей). Однако выручка едва покроет проценты по кредитам за квартал — 346,8 миллиарда уже ушло на обслуживание долга.
Компания оказалась на грани финансовой катастрофы. Однако проблемы глубже цифр. РЖД десятилетиями функционировал не как бизнес, а как квазигосударственный институт, где смешались политические, социальные и хозяйственные задачи. Яркий пример — «РЖДстрой», дочерняя стройкомпания с задолженностью в 7,4 миллиарда рублей (из них 3,3 миллиарда — пени за неуплату налогов). При этом она продолжала получать контракты без конкурсов.
Конфликт интересов усугубляет фигура Олега Тони — бывшего главы «РЖДстроя», ныне замгендиректора РЖД. Его влияние на распределение подрядов сохраняется, несмотря на скандалы (например, исчезновение 353 миллионов рублей при строительстве зоопарка в Перми).
Даже рекордная индексация тарифов (44,6 % за 2022–2023 годы) не спасает: себестоимость растет быстрее выручки. До 15 % сотрудников центрального офиса не связаны напрямую с транспортной деятельностью — следствие размытых функций.
Предлагаемые меры — реструктуризация долга, продажа активов — носят финансовый, а не структурный характер. Конвертация долгов в акции невозможна без изменения закона, а продажа «Федеральной грузовой компании» маловероятна из‑за ее роли в госперевозках.
Что дальше? Аналитики настаивают: РЖД можно спасти, только превратив его в эффективную, технологичную и прозрачную компанию. Для этого нужно:
- Вывести непрофильные активы
- Провести аудит дочерних структур
- Вернуться к рыночной тарифной политике
- Запустить цифровизацию (потенциал — 120 миллиардов рублей экономии в год)
Без этих шагов даже 1,3 триллиона станут лишь отсрочкой. Ведь от стабильности РЖД зависят не только грузоперевозки, но и бюджетные поступления от экспорта угля, зерна и нефтепродуктов. Кризис на рельсах — симптом системных болезней: там, где нужна эффективность, часто царит лояльность. И если не изменить курс, очередной проданный небоскреб не спасет ни компанию, ни экономику, которую она обслуживает.
Ранее мы писали
А были ли мы реально богаче в СССР: честный пересчет зарплат 1980 года на рубли 2025-го - посчитал и обомлел от разницы
4 цвета, которые носят психопаты: проверьте себя и лучших подруг
Скажите им одну фразу: дети всегда начнут вас ценить - как жаль, что узнал ее только в 60 лет
