Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

РЖД скатились до 3.48 триллионов рублей долгов: компания оказалась на грани финансовой катастрофы — рассказываю, кто виноват

РЖД скатились до 3.48 триллионов рублей долгов: компания оказалась на грани финансовой катастрофы — рассказываю, кто виноватПроГород

В декабре 2025 года РЖД — артерия, связывающая экономику России — оказалась на краю пропасти. Долговая нагрузка достигла 3,48 триллиона рублей, из которых 1,64 триллиона — краткосрочные обязательства. При этом, отмечает автор Дзен-канала «ТЕМА. ГЛАВНОЕ», чистая прибыль за девять месяцев рухнула в 4,2 раза, едва дотянув до 25 миллиардов рублей.

Подумайте только — РЖД скатились до 3.48 триллионов рублей долгов. Ситуация напоминает медицинский диагноз: сердце системы бьется с перебоями, а сосуды перегружены токсинами неэффективности. Правительство готовит экстренный пакет помощи на 1,3 триллиона рублей — но хватит ли этого?

Рассказываю, кто виноват, —

автор нам все разъяснил.

Центральный элемент «спасательной операции» — продажа 350 тысяч кв. м в небоскребе Moscow Towers («Москва‑Сити»). Купленные в 2024 году за 170–193 миллиарда рублей, эти площади планируют реализовать за 2,4 миллиарда долларов (~227 миллиардов рублей). Однако выручка едва покроет проценты по кредитам за квартал346,8 миллиарда уже ушло на обслуживание долга.

Компания оказалась на грани финансовой катастрофы. Однако проблемы глубже цифр. РЖД десятилетиями функционировал не как бизнес, а как квазигосударственный институт, где смешались политические, социальные и хозяйственные задачи. Яркий пример — «РЖДстрой», дочерняя стройкомпания с задолженностью в 7,4 миллиарда рублей (из них 3,3 миллиарда — пени за неуплату налогов). При этом она продолжала получать контракты без конкурсов.

Конфликт интересов усугубляет фигура Олега Тони — бывшего главы «РЖДстроя», ныне замгендиректора РЖД. Его влияние на распределение подрядов сохраняется, несмотря на скандалы (например, исчезновение 353 миллионов рублей при строительстве зоопарка в Перми).

Даже рекордная индексация тарифов (44,6 % за 2022–2023 годы) не спасает: себестоимость растет быстрее выручки. До 15 % сотрудников центрального офиса не связаны напрямую с транспортной деятельностью — следствие размытых функций.

Предлагаемые меры — реструктуризация долга, продажа активов — носят финансовый, а не структурный характер. Конвертация долгов в акции невозможна без изменения закона, а продажа «Федеральной грузовой компании» маловероятна из‑за ее роли в госперевозках.

Что дальше? Аналитики настаивают: РЖД можно спасти, только превратив его в эффективную, технологичную и прозрачную компанию. Для этого нужно:

  • Вывести непрофильные активы
  • Провести аудит дочерних структур
  • Вернуться к рыночной тарифной политике
  • Запустить цифровизацию (потенциал — 120 миллиардов рублей экономии в год)

Без этих шагов даже 1,3 триллиона станут лишь отсрочкой. Ведь от стабильности РЖД зависят не только грузоперевозки, но и бюджетные поступления от экспорта угля, зерна и нефтепродуктов. Кризис на рельсах — симптом системных болезней: там, где нужна эффективность, часто царит лояльность. И если не изменить курс, очередной проданный небоскреб не спасет ни компанию, ни экономику, которую она обслуживает.

Ранее мы писали

А были ли мы реально богаче в СССР: честный пересчет зарплат 1980 года на рубли 2025-го - посчитал и обомлел от разницы

4 цвета, которые носят психопаты: проверьте себя и лучших подруг

Скажите им одну фразу: дети всегда начнут вас ценить - как жаль, что узнал ее только в 60 лет

...

  • 0

Популярное

Последние новости