«Здравствуй, школа!»

«Здравствуй, школа!»

 1 сентября система образования заскрипела жерновами, и учебные заведения начали новый цикл производства образованных людей. Это первое сентября для нашей семьи особое – рано утром сын, с прямой от ранца осанкой, зашагал в школу.

Поводов для беспокойства несколько. И главный – опасение узнать, что образование нынче ухудшилось. Слишком от многих знакомых педагогов (как школ, так и вузов), слышал я рассказы об общем снижении уровня учеников. Анатолий Вассерман связывает это с заменой советской системы образования, ставившей во главу системное представление о мире, европейской, которая делает упор на запоминание и узкую ориентацию специалистов. Отсюда и «угадайка» — так нелюбимый многими ЕГЭ, основанный на тестировании.

Однако, за долгие годы, не видя школу и практически не общаясь со школьниками, я лично не имел возможности подтвердить или опровергнуть грустные утверждения знакомых педагогов. А такие вещи лучше проверять лично, ведь у многих по разным причинам с возрастом возникает обида на все новое и поднимается лозунг «Я-то в советские времена ооо!».

ОЖИДАНИЕ

Что я хотел бы увидеть? Того же, что и любой отец, который желает своим детям вырасти умными и достойными людьми – преподавателей, которые не глупее его самого, этого отца. Очень ведь хочется верить в то, что именно здесь работают не те люди, которых встречаешь в магазине, а те, которые умнее, добрее, мудрее, логичнее, внимательнее, сильнее.

Забегая вперед, скажу, что эта надежда у меня сохраняется до сих пор. Хоть я и не нашел подтверждения «избранности» педсостава нашего образовательного учреждения, разумеется, все равно мы никуда из этой школы не денемся.

ПРИВЕТСТВИЕ

Главный критерий здравомыслия — это логичность. А еще – доверие самому себе и готовность, в случае надобности, создавать что-то новое. Ведь именно этому и должна учить школа – быть творцами, а не потребителями. Увы, с этим плохо везде, и в школе в том числе.

Над главным входом в школу висит лозунг: «Здравствуй, школа!». И пусть читатель кидает в меня щебнем, но да, как и в прошлой статье, сейчас я буду анализировать плакат. А разве я виноват? Он ведь висит на всеобщее обозрение, его видят сотни, тысячи людей, он – публичная оферта, можно сказать!

Ничего не выдумывая и не накручивая пустых эмоций, попробуйте ответить на вопрос: «Здравствуй, школа!» — это обращение от кого к кому? От учителей к ученикам? Нет. Скорее всего, от учеников к сотрудникам школы. Но почему тогда эта фраза висит над входом? Чтобы входящие знали, что якобы это – их мысль, чтобы проверили себя на то, что должно быть у них в голове? Или это подсказка, что нужно произнести при входе? Парадоксально, но единственный, кому можно приписать эти слова – школьная медсестра. Ее работа как раз в том, чтобы школа максимально здравствовала.

Когда в далеких 80-х я шел в первый (да и не только) класс, нас встречал плакат над входом: «Добро пожаловать!» и правда ведь, он логичнее? Нынешняя надпись, скорее всего, возникла на волне обновления старых лозунгов. Его придумали, но подумать над ним почему-то забыли.

КИВОК ГОЛОВЫ

Про все впечатления рассказывать не стану, но про встречу учителя скажу. Мы даже в ВУЗах встречали преподавателя вставанием. Это четкая отбивка перед работой и подчеркивание субординации. Теперь не так. Ученики приветствуют учителя сидя, кивком головы. Даже не представляю, как это выглядит. «Иванов, не ленись, кивай ниже! Один раз!». Надеюсь, они знают, что делают.

На первом уроке детям показывали видео, а в нем – загадки и стишки. Одну строчку из стихотворения я даже сфотографировал: «В школу шефствуют с цветами». Точно так, «шефствуют».

Еще раньше удивила такая вещь: зимой сын ходил на подготовку, но там никого не учили читать. Именно читать, на это был акцент: «Мы не учим читать». Причем, буквы учили, а читать – нет. Почему – непонятно. Может, это было представлено, как отдельная услуга? Не проблема, научили сами. Но в продленке не будут готовить домашнее задание. Гуляют, играют, но домашнее задание не готовят. И из 32 человек в группу продленного дня берут только шестерых.

НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ

Что будет дальше? Будем смотреть, анализировать. Это личный опыт, он интересен, но происходит он на живом ребенке. Поэтому так хочется надеяться, что учителя действительно увидят в детях будущих взрослых, а не средство для извлечения прибыли. Что не станут использовать уязвимое положение родителей и незащищенность детей в корыстных целях. Что лозунг «Здравствуй, школа!» появился по недосмотру, и кто-нибудь, кроме меня, обратил внимание на его несуразность. Что орфографию в детских фильмах подтянут, а кивки головой будут добросовестными и такими, какими нужно.

Очень хочется верить, что все не так грустно, как говорят друзья-педагоги, и все отличия можно списать на «Они не хуже, они просто другие». Ну или хочется надеяться, что, в случае чего, своими силами удастся сделать из ребенка человека, умеющего самостоятельно работать головой. Очень хочется в это верить. Потому что другого выбора нет.

...

  • 0

Популярное

Последние новости