Куреш и соционика. Борец Артур Кульмухамбетов о жизни и спорте

Куреш и соционика. Борец Артур Кульмухамбетов о жизни и спорте

Текст: Нурия Гильманова
Фото: Нурия Гильманова, Александра Лукьянова, архив А. Кульмухамбетова

Орен1 продолжает серию интервью с успешными оренбуржцами. Сегодня мы в гостях у мастера спорта, чемпиона мира и Европы по национальной борьбе, бронзового призера Кубка России по вольной борьбе Артура Кульмухамбетова. В этом интервью вы узнаете: что такое соционика, зачем борцу становиться вегетарианцем и идти в медресе, можно ли восхищаться Сталиным и как построить коммунизм в отдельно взятой семье.

– Расскажи для начала, какие у тебя есть звания, какими видами спорта ты занимаешься?
– Занимаюсь национальными видами борьбы. Из олимпийских видов спорта - вольной борьбой, в детстве занимался греко-римской борьбой и дзюдо. По вольной борьбе я мастер спорта и бронзовый призер Кубка России среди мужчин. По национальным видам борьбы мастер спорта международного класса, чемпион мира по казахской борьбе.

Сейчас я уже не на пике своей спортивной карьеры, к 20 годам закончил основное участие, а мне сейчас уже 30 будет.

– Но ты не планируешь уходить из спорта?
– Нет, у нас же Ассоциация борьбы есть. Мы и соревнования проводим, участвую время от времени. Просто сейчас больше выступаю в роли организатора.
 


 

– Расскажи, как ты пришел в спорт?
– Было мне два-три годика, сидел никого не трогал, приходит отец, тренер по вольной борьбе, и начинает совать меня башкой в обогреватель. Так я пришел в борьбу.

– В обогреватель? Зачем?
– Это такая игра. Ребенку не очень хочется обжечься, он начинает сопротивляться, бороться, и получается борьба. На улице, на природе также боролся с ребятами. Школа, в которой до седьмого класса в Орске учился, была со спортивно-борцовским уклоном. Эта школа дала огромную плеяду мастеров спорта, занимавших первые места на международных турнирах. То есть, отец-тренер плюс традиции борьбы в школе – вот я и попал в мир борьбы. Все ходят в школу и все борются, поэтому я боролся тоже, хотя огромного желания не было. Сходить на тренировку – было для меня трудным, тяжелым процессом.

– Тебе не нравилась борьба?
– Да, мне не нравилось бороться в кровь. «Хихи-хаха» не приветствовалось, все было по-взрослому, серьезно, надо было биться за победу. Все время получалось, что надо было бороться с теми, кто на два-три года старше. Было тяжело физически и морально, но деваться было некуда.

Потом приехал в Оренбург и стал заниматься борьбой уже профессионально. Открыли в Оренбурге Ассоциацию национальных видов борьбы и начали проводить национальные соревнования - по казахской борьбе, борьбе на поясах. В 2008 году провели в Орске Чемпионат мира по казахской борьбе – казах-куреш, в 2014 году уже в Оренбурге организовали Чемпионат мира. В 2017-м решили заниматься борьбой «сунной» – нечто среднее между национальным и религиозным, касающееся уже не одного народа, а целой цивилизации.
 




– А сам в детстве кем мечтал стать?
– Мультики хотел рисовать, потом, когда познакомился с игровыми приставками, мечты сместились в эту сторону – хотелось быть причастным к созданию игр. Игры полюбились больше чем мультфильмы. Нравилось участвовать в мультике, а не наблюдать со стороны.

– Планируешь свою деятельность изменить или будешь только спортом заниматься?
– На сегодняшний день есть достижения и инструменты, чтобы что-то делать в спорте. В целом на сегодняшний день спорт мне полюбился. Нравится организовывать, участвовать.

– Тренерской работой занимаешься?
– Был тренером в нескольких секциях, но недолго. Один год работал учителем физкультуры в 38-й школе.

– Как это было?
– Вообще – классно. С детьми, начиная с шестого класса мне работать нравится – уже более или менее взрослые, адекватные, с ними можно взаимодействовать. Потому что у меня такой подход – не сверху вниз, я не раздаю приказы, не давлю оценками. Хочу проявлять в детях интерес к физкультуре, к играм, упражнениям. Когда вижу, что детям интересно, а я еще знаю, что это и полезно, тогда это вызывает во мне радость.
 




– Расскажи про свои хобби, увлечения?
– Соционикой, например, увлекаюсь.

– Что это такое?
– Наследство Юнга, оставившего нам теорию о различных психотипах. Соционика - наука о типах информационного метаболизма.

– Почему этим занимаешься?
– Потому что это работает, это инструмент, который позволяет наладить отношения там, где порой все кажется безнадежным. Сам я сталкивался с тем, что внутри семьи вырастают непреодолимые стены, и каждый член семьи вроде стремится что-то лучшее внести, а по итогу остальные в этом благ не видят. И это вызывало вопрос – почему такие разные ценности у людей, которые из одной семьи, из одной культуры. Как выяснилось, тип информационного метаболизма значительно влияет на восприятие человека, его ценности. И зная эти моменты, можно находить к человеку ключи. Взаимодействовать с эффектом «плюс» для обоих. Я это оценил, попробовал и продолжаю этим заниматься.

– Самостоятельно по книжкам изучаешь?
– По книжкам, по видео на Youtube, по сайтам, сами тут пытаемся рассуждать

– С друзьями?
– С людьми, которые потом в ходе этого процесса становятся и друзьями.
 




– То есть, нашел в Оренбурге единомышленников?
– Скорее они нашли меня. Меня притащили когда-то на такую сходку, я был с одной стороны скептически настроен, с другой было интересно. Но пришел, и как-то все завертелось и достаточно неплохо вышло.

– Расскажи про свой соционический тип?
– Тип называется Робеспьер, входит в группу типов – исследователей, что достаточно хорошо меня характеризует, потому что я нахожу то, что мне интересно, и стараюсь досконально в этом разобраться, изучить, понять это углублено и привнести в свою жизнь и жизнь близких.

– А кроме соционики чем увлекаешься?
– Компьютерные игры, еще года четыре назад стал интересоваться политикой. До того считал, что политика – это дело грязное, заниматься ей не надо. Сейчас считаю, что политикой заниматься нужно на всех уровнях, даже домохозяйкам. Потому что политика – отстаивание своих интересов. Чтобы их отстаивать, нужно быть политически грамотным. Чтобы быть политически грамотным, нужно разбираться в управлении. Есть такое движение – концепция общественной безопасности. Там есть общая теория управления, рассматривается, как это все происходит, тоже понравилось это направление.

– Какие самые любимые компьютерные игры?
– Они время от времени меняются. За последние годы – «Elder Scrolls V: Skyrim», «Ведьмак III». Из многопользовательского - когда-то много в «Dota» играл, сейчас перестал. Брат на полупрофессиональном уровне играет, сейчас за ним просто слежу. В «Counter-Strike» играл раньше. Люблю стратегии, но не войнушки, а экономические – построить свой город, страну, цивилизацию. Особенно нравятся научные победы. Привести цивилизацию к доминированию через науку.
 




– Какие фильмы любишь?
– Больше смотрю сериалы – «Игра престолов», мультики «Южный парк», «Симпсоны» «Гриффины», «Рик и Морти» - что-то стебное и сатирическое.

– А какие книги читаешь?
– Прочитал недавно «Туманность Андромеды» и «Час быка» Ефремова. У меня есть мнение, что у человечества только одно будущее – коммунизм, когда каждый живет по совести. И в этих книжках как раз такое описывается, когда люди за многие века пришли к справедливости и равенству. У всех есть возможность заниматься творчеством, тем, чем нравится. И вот люди из такого мира сталкиваются с миром, подобным нашему и офигевают от того, насколько это неразумно – красть, убивать. Прочитав такое и сам понимаешь, что так быть не должно.

– Расскажи про свою семью?
– Отец, мать, я и брат. Моя жена и дочка. Получается, что эти две семьи – как одна. Деньги, которые нами зарабатываются, на две семьи делятся, по нуждам. Кому что нужно – на это деньги и даем. Тот некий коммунизм мы уже организовали внутри собственной семьи. Нет такого, что я что-то заработал, а ты нахлебник. Допустим, мать у меня домохозяйка, она денег не зарабатывает, но при этом на ней все хозяйство – дом, уборка, готовка. У каждого своя роль – то, чем он может заниматься лучше и успешнее всего. Что ему нравится, он этим и занимается. Также я строю отношения и с женой, пытаемся сделать жизнь такой, чтобы она не только приносила материальные блага, но и радовала.
 




– Где познакомился с будущей женой?
– В интернете в Мail.Ru Агенте. Она добавилась ко мне в друзья, потому что ей понравилось мое имя. Встретились, начали общаться, встречаться. За три года отношений были и взлеты, и падения, даже расставались. В 2012 году поженились, дочка уже родилась.

Кстати, говоря об увлечениях, совсем забыл – я два года отучился в духовном мусульманском образовательном учреждении – медресе. У нас в Оренбурге, в медресе Хусаиния.

– Сам туда решил пойти?
– В какой-то момент у нас в семье встал остро религиозный вопрос. Отец стал религиозным и пришел к исламу. И он начал эту тему в семье продавливать – мол, что вы как в темные времена, пора уже ислам принимать. А мы как-то не особо хотели, сопротивлялись. Но потом я познакомился с этой религией, и в целом мне понравилось, что идеи, которые предлагает Коран, достаточно справедливы, правильны и логичны. У меня даже был такой соревновательный мотив – я хотел найти в Коране какие-то противоречия и вещи, которые не вязались бы с моей логикой. Потому что я считаю, что у меня логика – ну, не сказать, что правильная, но я могу трезво взвешивать какие-то вещи. И я решил найти несостыковки, но их не оказалось.

Почему я поступил в медресе – мне потребовалось более глубокое изучение. Потому что я еще не разбирался в этом, и у нас с отцом возникали споры – он говорил, что так-то нельзя делать и ссылался на Коран. У меня это вызывало негодование, что не может такого быть, какой-то бред несешь. Но он отвечал, что у меня знаний нет, поэтому – что со мной разговаривать. Меня это подзадорило получить знания, и все сомнения, которые были, я погасил.

– Теперь с отцом по религиозным моментам не споришь?
– Получается, что теперь у нас в семье за религиозные моменты отвечаю я. Потому что я учился, у меня больше всего знаний и применять эти знания я могу лучше остальных. Поэтому, если возникают какие-то вопросы – всегда ко мне обращаются и я эти вопросы закрываю.

– Каково было учиться в медресе, кто туда поступает обычно?
– Там и молодые ребята учились, и пенсионеры. Когда пришел, было такое мнение, знаешь, что там сплошь святые люди, избранные, отвергшие мирскую жизнь. Но там оказались такие же люди, как и везде. Уровень веры у всех разный, у кого-то на уровне традиций, у кого-то глубокий. У каждого свои мотивы. Кто-то, как я приходит, – пополнить знание, кто-то хочет работать муллой. У всех свои причины – нет такого, что все идут с целью потом стать священнослужителем. Наоборот, преподаватели возмущались, что они учат-учат, а мечети без муллы остаются, потому что ученики получили знания и пошли заниматься своими делами.

– Как тебе, человеку, который все анализирует и исследует, перед боем удается настроиться на совсем другое, агрессивное состояние?
– В том-то и дело, что у меня во время схваток (у борцов это не бой, так как там не бьют, а именно схватка) нет спортивной злости. Я человек миролюбивый. Поэтому я настраиваюсь так – выйти и показать, что я умею, на что хватит выносливости, мастерства. Проявить это так, чтобы хватило на победу. Такого, чтобы выйти и всех порвать, – у меня нет.
 




– Знаю, что ты вегетарианец. Расскажи, почему ты к этому пришел?
– Вегетарианец изначально вынужденный. В принципе, всегда вел здоровый образ жизни, не пил не курил. Но почему-то к 25 годам начались хронические проблемы со здоровьем. Оказалось, занятия спортом очень сильно забирают ресурсы из организма. Я начал постоянно болеть и даже не мог пробежаться, чтобы потом не слечь с температурой. Врачи говорили, что я здоров, анализы нормальные.

Поэтому стал искать другие пути. Есть такой труд «Теория видового питания» Уголева, где есть идея, что человек существо плодоядное, то есть должен питаться плодами, свежими, не вареными. Сначала отказался от мяса, через пару месяцев от молочных продуктов. Переходить сразу на одни плоды не стал. Но через полгода все проблемы со здоровьем исчезли, что вызвало во мне восторг. Стал с этим вегетарианством всех вокруг доставать, потом немного успокоился. Попробовал на летний период перейти на плоды, то есть сыроедение, что во мне породило еще один экстаз – появилась такая легкость, которую никогда раньше не ощущал. Выносливость, сила. Решил, что летний период всегда будет сыроедческим.

– Не скучаешь по мясу?
– Нет, ни грамма. Кстати, у нас так принято в семье, что если кто-то что-то нашел интересное и полезное, он с этим делится, и мы начинаем обсуждать, нужно это или нет. И с исламом так, и с соционикой, и с вегетарианством. Сказал, ребят, такие дела – я пробую, если успешно, берем на вооружение все. Несколько месяцев прошло, результаты были действительно сильными – поэтому вся семья перешла на вегетарианство.

– И жена тоже?
– С женой вопрос иной. Жена - такая как бы оппозиция постоянная ко мне, ее бесит, что я постоянно умничаю. Поэтому она пытается найти лазейки, показать, что я не прав. Но в целом она мяса стала есть в разы меньше, и радует меня тем, что постоянно находит какие-то рецепты вегетарианские или веганские вкусные, этим поддерживает меня.
 




– Кто из известных людей тебя вдохновляет?
– Наверное, Сталин.

– Почему?
– На мой взгляд, один из самых наикрутейших управленцев своего времени. На него несправедливо вешают все плохое, что было тогда. Конечно, было очень много плохого. Но я не согласен с тем, что Сталин был неким богом, под диктат которого все делалось. Ко многим происходившим вещам Сталин был слабо причастен.

Вдохновляет именно как управленец, потому что какая страна у него оказалась в руках – после Мировой войны, Гражданской, двух революций, страна не самая технически развитая, с малограмотным населением – эту страну за двадцать лет он смог выучить, индустриализировать, подготовить ко Второй мировой. Кто способен за такой короткий срок так поднять страну? Да, это далось нелегко, но если бы он это не сделал, такой страны как России сейчас не было бы.

– На тебе поэтому футболка с СССР?
– Нет, просто прикольная.

– Можешь привести вдохновляющую тебя цитату, девиз?
– Какой-то красивой цитаты сейчас вспомнить не могу. Но я всегда призываю к тому, чтобы люди занимались самообразованием, потому что сегодня это критически важно – быть образованным и управленчески грамотным, чтобы в этом управлении принимать какое-то участие, чтобы отстаивать интересы свои, своей семьи и общества. Если ты управленчески неграмотный и все, что с экранов ТВ или интернет-порталов дают, впитываешь, тогда все очень грустно. Нужно самому понимать, как это работает, проверять, делать выводы и принимать решения.
 

...

  • 0

Популярное

Последние новости