Верховный Суд разъяснил, кто хозяин асфальта у подъезда — "личные" парковки похоронены, разбираем последствия закона
- 10:05 8 декабря
- Екатерина Фирсова

Поздний вечер. Усталый водитель въезжает во двор, предвкушая ужин и диван, но на его «выстраданном» годами месте, расчищенном от снега и грязи, уже стоит чужая машина. Внутри закипает обида: «Я здесь живу, плачу коммуналку, это моё!». Знакомая картина? Если да, то новости неутешительные. Верховный Суд России поставил точку в бесконечных дворовых войнах. Его разъяснения стали холодным душем для тех, кто привык считать кусок асфальта под окном своей собственностью. Иллюзии рушатся: то, что вы считали своим, на самом деле вам не принадлежит.
Как отмечает автор Дзен-канала «Андрей Якунин | Про авто», главное заблуждение кроется в фразе «я здесь живу». Придомовая территория, включая парковку — это общее имущество всех собственников дома. Это точно такая же общая зона, как лифт или лестничная площадка. Никому ведь не придет в голову поставить кресло в лифте и объявить его своим?
По закону (ст. 36 Жилищного кодекса РФ) земля под домом принадлежит всем жильцам на праве общей долевой собственности. Да, у каждого есть доля, пропорциональная площади квартиры, но она не выделена в натуре. Нельзя обвести краской два квадратных метра асфальта и заявить права на них. У соседа-студента, бабушки без машины и многодетной семьи прав на этот кусок ровно столько же.
Почему цепочки и конусы — путь к штрафу
Народные методы «столбления» территории не просто бесполезны, они незаконны и считаются самоуправством:
-
Механические барьеры. Цепочки, замки, «лягушки», старые покрышки с бетоном. Любой сосед имеет право это снести. Более того, если об такую конструкцию кто-то повредит машину, платить за ремонт будет установщик. А жалоба в администрацию гарантирует предписание на демонтаж и штраф за самозахват земли.
-
Угрозы и таблички. Самодельные плакаты «Место кв. 45» или «Не занимать — проколю колеса» — это юридический фольклор. Силы они не имеют, а вот отношения с соседями портят капитально. Рисовать знаки «Инвалид» на асфальте тоже бесполезно: льготное место должно быть оформлено официально, с дорожным знаком и по ГОСТу.
Суд четко дал понять: двор — не Дикий Запад. Нельзя единолично захватить угол территории. Любые решения по использованию земли (шлагбаумы, аренда, закрепление мест) принимаются только сообща.
Единственный легальный способ получить «своё» место
«Узаконить» парковку можно, но придется потрудиться. Вот алгоритм действий:
- Найти союзников. Сформируйте инициативную группу из автовладельцев. В одиночку такую махину не сдвинуть.
- Сделать проект. Нарисуйте схему парковки: где будут места, как организован проезд. Решите, будет ли плата за обслуживание или закрепление конкретных точек за квартирами.
- Собрать соседей. Инициируйте общее собрание собственников (ОСС). По закону всех нужно уведомить о дате и повестке минимум за 10 дней.
- Провести голосование. Это самый сложный этап. Чтобы решение о пользовании землей прошло, нужно набрать не менее 2/3 голосов от всех собственников дома. Убедить «безлошадных» бабушек проголосовать «за» — задача для настоящих дипломатов.
- Зафиксировать протокол. Если кворум собран, решение оформляется официально.
Только с протоколом на руках можно законно ставить шлагбаум, наносить разметку и вешать номер квартиры. Тогда в случае захвата места полиция встанет на вашу сторону. В остальных случаях принцип «кто первый встал, того и тапки» остается единственным законом двора. Так что вместо записок с угрозами лучше начинать договариваться с соседями.
