Новый духовный лидер оренбургских мусульман об избрании, планах, заповедях
- 4 августа 2020
Текст и фото: Ольга Нестерова, журнал "ОК*АЗИЯ"
Духовное управление мусульман Оренбургской области отметило 20-летие, провело меджлис и избрало нового муфтия. Им стал Альфит Асхатович Шарипов – директор медресе «Хусаиния», имам-хатыб мечети «Хусаиния». В присутствии Верховного муфтия, председателя Центрального духовного управления мусульман России Талгата Сафа Таджуддина основатель и многолетний руководитель оренбургского муфтията Абдулл Барый Хайруллин передал новому муфтию бразды правления.
С избранием Альфита Шарипова новым муфтием к нему сразу же потянулись журналисты. Для многонационального Оренбуржья, в котором мусульмане – коренное население, муфтий – фигура влиятельная. Журнал «Оказия» на интервью был вне очереди: совсем недавно мы писали о муфтии Хайруллине в связи с его 60-летием, 30-летием служения и награждением медалью «Аль-Хамд» — «Восхваление и слава».
Уходя на заслуженный отдых, Абдулл Барый Хайруллин оставил хорошее наследие: более 100 новых мечетей, при каждой воскресная школа, возрожденное медресе «Хусаиния», налаженные отношения с многочисленными конфессиями и светской властью. От того, каким будет новый руководитель муфтията, в регионе зависит многое. Хотелось поскорее познакомиться, составить мнение, хотя бы примерно понять, на что будет наставлять свою паству новый духовный лидер мусульман. Поэтому первый вопрос был прямолинейным:
– Альфит Асхатович, почему мусульмане Оренбуржья избрали именно Вас?
– Наверное, потому, что хорошо меня знают. Я более 20 лет преподаю в медресе «Хусаиния» один из главных предметов – священнописание на арабском языке, 15 лет директор медресе, принимаю участие в общественной жизни области. Я коренной оренбуржец. Родился в селе Озерки Илекского района. Учился в нашем же медресе, прошел стажировку в университете Исламского призыва в Ливии, работал имамом и мударрисом Центральной соборной мечети Оренбурга, заочно окончил юридический факультет Оренбургского госуниверситета по специальности юрист, потом Казанское высшее мусульманское медресе по специальности исламовед, преподаватель-переводчик арабского языка. Вся моя жизнь – на виду.
– Нам показалось, переизбрание духовного лидера оренбургских мусульман было несколько неожиданным. С чем оно связано?
– Духовное управление мусульман Оренбургской области было создано в 1994 году. По уставу каждые пять лет проходит съезд. В 2014 году был юбилей, 20 лет. В феврале 2015-го нашему муфтию Абдул Барыю Хайруллину исполнилось 60 лет, из которых 30 он отдал служению на благо ислама. Поэтому съезд решили провести в марте 2015 года, чтобы совместить юбилейные даты с серьезным делом – избранием нового муфтия, поскольку Хазрат высказал желание уйти на заслуженный отдых. Ближе к съезду мусульманская общественность начала подбирать кандидатуру, к Верховному муфтию пошли ходоки от разных групп, стали предлагать своих избранников. Хотя муфтия избирает съезд Духовного управления, утверждает его Верховный муфтий.
– Для такой ответственной деятельности Вы не слишком молодой человек? Других кандидатур не было?
– Были и посолиднее, и постарше, и из других регионов, всего около десяти. Требования к кандидату предъявляются высокие. Человек должен быть безупречным во всех отношениях. Все кандидаты были достойные. Оренбургские мусульмане остановили свой выбор на мне. Спросили моего согласия (без согласия нельзя), я с радостью и волнением согласился. Это большая честь. Мои сторонники собрали за мою кандидатуру больше 40 подписей представителей духовенства, депутатов, общественных деятелей и ходатайствовали перед Верховным муфтием.
– Альфит Асхатович, у Вас такая ровная биография, без единой помарочки. Вы готовили себя к этой должности?
– Специально к должности не готовился. Я человек верующий и считаю, все свершается по воле Аллаха. Родители воспитали во мне чувство ответственности. Стараюсь не делать необдуманных шагов, не поддаваться соблазнам, хотя мне, как живому человеку, они тоже свойственны. Но я исповедую ислам, а ислам – это строгий образ жизни. В духе ислама воспитываю и своих троих детей.
– Намерены что-то менять в направлениях деятельности Духовного управления мусульман?
– В направлениях – нет, а вот в структуре ДУМ хочу создать штат сотрудников-единомышленников по работе в социальной сфере, правоохранительной, просветительской. Думаю также совершенствовать работу молодежного движения и волонтеров, которые заботятся о престарелых, сиротах, малообеспеченных. Будем перенимать опыт у православных, у них эта работа хорошо поставлена.
– Альфит Асхатович, планируете ли Вы оставаться директором медресе «Хусаиния»?
– Пока да, насколько хватит сил. Молодежь желает изучать ислам, но быть служителем культа молодые люди не стремятся, не видят перспектив. Пока ребята два года обучаются на очном отделении медресе, а принимаем мы после 11-го класса, они на полном пансионе, а когда начинают служить, надо на что-то жить, содержать семью… По Конституции России религия отделена от государства, мечети строятся и существуют на подаяния прихожан. Надо продумывать программу мотивации для желающих служить и проповедовать. И все-таки наше медресе, которому уже 20 лет, свою миссию по подготовке кадров священнослужителей для Оренбуржья выполняет. 70 процентов имамов – это наши выпускники. Я сам – выпускник первого набора. Что мне хотелось бы изменить в обучении? Думаю расширить программу в соответствии с требованиями времени, добавить ознакомительные лекции по христианству, чтобы наши студенты понимали, насколько в наших религиях много общего.
– Что, по-Вашему, первостепеннее – строительство мечетей или просвещение?
– Строительство мечетей – дело богоугодное, а на богоугодное дело деньги и находятся, и найдутся. Вопрос в другом: кто будет в мечеть ходить? Где брать верующих? Может, лучше заняться просвещением прихожан, воспитанием религиозности? А когда люди осознают необходимость в вере, почувствуют потребность в молитве, они сами построят мечеть.
Из беседы с имамом Шариповым
О Боге
Бог – это добро. Когда человек в ладу с Богом, а его дела в гармонии с помыслами, он получает от жизни удовлетворение. Жизнь прекрасна, когда она в гармонии с Божьими заповедями добра. Не надо лгать, лицемерить, ненавидеть. Зло – оно как бумеранг – возвращается к пославшему его и разрушает его.
О Святом Писании
Господь Бог, создав человека, не оставил его на произвол судьбы. Он своей милостью дал нам инструкции – Святое Писание, Библию, Коран, Тору, в которых есть ответы на все случаи жизни. Одного имама спросили: неужели в Коране есть ответы на все вопросы? – Да, на все. – И как печь хлеб? Сколько муки? Дрожжей? Воды? – Да, в Коране сказано: спросите у тех людей, кто в этом компетентен.
О вере
Все люди верующие, просто не все об этом знают. В падающем самолете неверующих нет.
О религиях
У меня как-то один прихожанин спросил: «Хазрат, какая разница между мусульманином и христианином?» Я ему ответил: «Ты спроси, что объединяет. В Писании говорится: «Объединяйтесь в добре и благочестии». Ищите сходство, а не различия».
О счастье
Каждый день, данный Всевышним, считаю счастливым. Жить хочу долго и всем желаю жить долго. Когда Пророк рассказывал ученикам, как хорошо в раю, они спросили: «А на Земле есть кусочек рая, чтобы посмотреть?» Пророк ответил: «Рай под ногами ваших матерей». Детям, чтобы войти в рай, достаточно почитать родителей.
О родственных связях
Пророк наставлял учеников: поддерживайте родственные отношения. А у нас сейчас это теряется. Родителей не почитают, о детях не заботятся – ниточка родословной преемственности прерывается. С потерей родственных связей крепость нации слабнет. Народ, который отступает от семейных заповедей, вступает на путь самоуничтожения.
О долгожительстве
Однажды я встретил пожилых супругов, школьных учителей, каждому из которых было больше 90 лет. Я спросил у них, как им удалось сохранить себя, свое здоровье, свою семью. Думал, скажут: не пей, не кури, соблюдай какую-нибудь «кремлевскую» диету. А они сказали: будь добрым, не обижай и не обижайся, чего себе желаешь, другим желай.
О том, как правильно жить
Правила давно известны. Они прописаны в Святом Писании. Надо только им следовать. Как написано в Коране: почему вы говорите то, что сами не делаете? Если проповедуешь – следуй своим проповедям. Познал каноны – живи по ним. Когда у пророка спросили, какое из хороших дел главное, он ответил: «Вовремя прочтенная молитва Создателю и уважение к родителям».