Оренбургский аэропорт: перезагрузка-II

Оренбургский аэропорт: перезагрузка-II

(начало здесь)

Так вот, об обновлении. Но сначала  одна небольшая, но характерная деталь. Поднимаясь на борт, каждый пассажир этой авиакомпании, помимо всего прочего, получал по красочному 96-страничному бортовому журналу (выходящему ежемесячно, добавим), где он мог прочесть интервью с одним из руководителей компании, познакомиться с особенностями очередной страны, куда её воздушные суда совершают рейсы. А также с возможностями, которые представляет сотрудничающий с ней туристический холдинг и со справочной информаций самого широкого профиля: какие у компании самолёты, какой компоновки, подробнее узнать о сервисном обслуживании. А в начале журнала – с содержанием каждого очередного номера пассажиров подробно знакомит Генеральный директор авиакомпании.

Не очень стандартный подход к управленческой политике, не правда ли? Называлась компания (да и сейчас называется) METROJET. Её гендиректором, запустившим полтора года назад этот, один из многочисленных своих проектов, был Сергей Мордвинцев. Возглавивший 3 ноября прошлого года Оренбургский аэропорт, одновременно и авиакомпанию «Оренбуржье».

А ведь то, что непривычность подобного подхода – в открытости как одном из основополагающих принципов такой политики, факт довольно обидный. Привычка все подряд засекречивать – далеко не всегда самая лучшая для бизнеса. А значит, и для клиента. Уже на третий месяц руководства оренбургским аэропортом Сергей Мордвинцев отдаёт команду вывесить на сайте компании резюме и фотографии всех её топ-менеджеров (многие из которых, кстати, пришли за ним в Оренбург с прежних мест работы): образование, курсы, языки, сертификаты. И впредь освещать в открытом доступе деятельность предприятия: что сделано за три прошедших месяца, что делается, что будет делаться в ближайшее время. Сайт должен быть наполнен жизнью авиакомпании: чтобы город её видел и понимал.

Скажете, к чему это? Расписание рейсов есть, и ладно. Но кому мы больше доверяем: знакомому или незнакомцу? И когда исполнительный директор, технический директор, лётный директор, руководитель системы качества, персонала, юридической службы регулярно, причём лично, будут не только предоставлять отчёты генеральному, а интервью с ними станут появляться в сети, да отвечать не только на вопросы пресс-службы, но и пассажиров…

Мы же так любим сетовать на безответственность разного рода начальников, правда? Ну вот, пожалуйста, предлагается обратный пример. При этом, что тоже немаловажно, на сайте разворачивается история предприятия. Только не говорите, что это ни к чему людям, которые всё-таки, пусть и на короткое время, вверяют этому предприятию свои жизни.

***

Как же до сих пор не прозвучало ни слова про экономику? Ведь открытость – она не ради открытости, и даже ответственность – не ради просто ответственности. И даже услуги авиакомпании оказывают не из чистого человеколюбия. Предприятие должно приносить прибыль – или оно переходит в разряд богадельни с неизбежным предсказуемым концом. Спорить с желающими отрицать связь между принципами, на которых строит своё дело Мордвинцев, и результатами, которые достигали компании под его руководством, дело пустое. Хотя бы потому, что экономические показатели везде, куда он приходил, оказывались в плюсе.

И авиакомпания «Когалымавиа» не исключение, та самая, где начал выпускаться и до сих пор выпускается METROJET Blue Sky, крайнее место работы перед его приходом в «Оренбуржье» вместе со всеми его непривычными принципами. Перед его появлением работали, что называется, «на коленке»: даже в головном офисе голые стены, стулья да столы. Практически никакого документооборота, отсутствовала система планирования рейсов. Перевозили 600 тысяч человек.

Есть такой показатель – коэффициент состояния оценки безопасности полетов по результатам проведенных рамповых проверок воздушных судов по программе Европейской комиссии SAFA (Safety Assessment of Foreign Aircraft) в аэропортах Евросоюза, которая контролирует все компании, совершающие рейсы на континенте, в том числе и наши Российские авиакомпании. Пороговое его значение – 2. Взять для примера тот же METROJET: на первый день работы Мордвинцева коэффициент составлял 6,4. А база данных по Европе едина – что в Турции, что в Мадриде. Самолеты компании не пускали в порты Старого Света. Тогда новому гендиректору и его команде пришлось буквально поселиться в Брюсселе для того, чтобы доказать, что их авиакомпания способна выполнять безопасно полеты в европейском регионе. И они доказали это. Через год работы в июле 2014 года коэффициент риска снизился до значения 1.62

Коэффициент октября 2015 года, когда Мордвинцев уходил, составил – 0,5. У «Аэрофлота», для сравнения, - 0,21, у «Оренбургских авиалиний» – 2,4. Количество перевозимых пассажиров на тот же момент– миллион четыреста. То есть за полтора года в два с половиной раза увеличился пассажирооборот. А в денежном выражении годовой оборот компании составил 15 млрд. рублей. Пять воздушных судов А-321 были приобретены в собственность - это позволило сократить финансовые издержки по лизинговым платежам, поскольку курс валюты всё рос и рос. И рейтинг компании по данным Росавиации существенно поднялся: 2013 год – 19 место среди 35 крупных компаний России, 2014 год – 13 место.

Но вся хитрость в том, что сделать лучше для экономики, не сделав лучше для людей, на которых или с помощью которых ты эту самую экономику кропотливо выстраиваешь, никак не получается. Примеров тому – только начни оглядываться по сторонам, и территория этих примеров не ограничивается территорией нашего государства. Поэтому стоит ли говорить, каким потрясением для генерального директора «Когалымавиа» стал теракт над Синайским полуостровом на борту самолета компании, откуда он уволился ровно за неделю до того и которую просто не успел перестать считать своей…

***

Первые три месяца работы пролетели – как один день. Что же было сделано за это время?

Прежде всего за, так сказать, производственный квартал работы на посту генерального директора ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» была сформирована новая команда менеджеров по управлению деятельностью аэропорта и деятельностью авиакомпании «Оренбуржье». Состав новой команды состоит из опытных и квалифицированных специалистов, имеющих за плечами большой опыт работы в гражданской авиации и способных развивать деятельность предприятия.

Снижение пассажиропотока в международном аэропорту «Оренбург» связано прежде всего с прекращением выполнения чартерной программы авиакомпаниями «Северный ветер», «Royal Flight», «Икар» и «Orenair». Так количество обслуженных рейсов авиакомпаний, выполняющих полеты в международный аэропорт «Оренбург» по сравнению с прошлым годом сократилось на 16,7%, сокращение произошло четвертом квартале 2015 года в связи с запретом полетов в Египет и Турцию.

Сложные экономические условия безусловно отражаются и на работе предприятия, мы все видим, что происходит на валютном рынке - рост стоимости валюты – а это, прежде всего, увеличение расходов на поддержание летной годности самолетов L-410. За январь 2016 года произошло увеличение количества перевезенных пассажиров на 10% по отношению к январю 2015 года. Увеличение количества пассажиров произошло не пропорционально увеличению количества выполненных рейсов, или другими словами, авиакомпания смогла добиться этих показателей за счет большей загрузки пассажирских кресел.

Но несмотря на эти объективные сложности предприятие продолжает развивать свою деятельность.

За прошедшие три месяца была проведена большая работа по организации реконструкции взлетно-посадочной полосы. Предприятие добилось утверждения выделенных средств по Федеральной целевой программе в размере 1,7 млрд. рублей на реконструкцию ВПП и перрона, которая начнется уже в 2017 году.

Кроме этого проводится большая работа по формированию расписания, по поиску новых рынков. Так, например, сейчас изучается возможность базирования 1 – 2 самолетов L-410 в Краснодаре и Тюмени для выполнения полетов в труднодоступные северные города и города курорты Краснодарского края. Это позволит обеспечить работой предприятие в условиях финансового кризиса.

Еще до конца года был составлен план мероприятий (казённо звучит, конечно, но схемы действия в аналогичных ситуациях всюду одинаковы). В итоге: за четыре месяца «Оренбуржье» готово ввести новый тип воздушных судов Boeing 737-800. Сегодня оптимизируется структура предприятия для соответствия всем международным стандартам. Со дня на день прибывают преподаватели из Санкт-Петербурга, для обучения технического состава, службы организации перевозок, коммерческого департамента, центра управления производством английскому языку, без которого международный аэропорт нынче – великий нонсенс. Тем не менее, факт: сегодня из 1060 работников нашей компании английским на нужном уровне владеют… двое. Вся система документации, все курсы подготовки – на английском. Какой без этого выход на европейские рынки, какая работа на машинах ведущих мировых фирм? А если пилот ниже 4 уровня ИКАО, Международной организации гражданской авиации, путь за границу ему закрыт.

Пока же пилоты «Оренбуржья» летают, выражаясь по-морскому, каботаж: Пермь, Екатеринбург, Уфа, Самара, Казань, Киров, Ижевск, Челябинск, Орск и т.д. Задачи поставленные губернатором, намного более серьезные: получить в регионе базовую авиакомпанию с выходом на внутренние международные магистральные перевозки.

И времени, как всегда, в обрез: если начинать, то начинать прямо сейчас. А лучше, как это водится, - вообще «вчера». Но это снова следующая тема.

...

  • 0

Популярное

Последние новости