Тайник в доме Панкратова. "Легенды старого Оренбурга" от Глеба Десяткова

Тайник в доме Панкратова. "Легенды старого Оренбурга" от Глеба Десяткова

Продолжаем серию публикаций, посвященных книге Глеба Десяткова "Легенды старого Оренбурга". Каждый день мы будем публиковать одну главу об истории нашего города.

Уверены, что книга будет интересна всем: и тем, кто уже читал ее, и тем, кто ранее о ней не слышал, и даже не интересующиеся историей обратят на нее свое внимание.

Предыдущую главу читайте здесь.

Глава 9. Торговый дом Панкратова

Коль зашла речь о магазинах и торговых комплексах, в самую пору рассказать об одном известном в Оренбурге купце Панкратове. И в наши дни один из многоэтажных домов старожилы «домом Панкратова» величают. А где он, спросите вы. Тут же получите ответ, что стоит он на углу улицы Кирова и Матросского переулка. Но торговый дом Панкратова первоначально находился в другом месте — на Введенской (теперь улица 9–го января). Ныне в этом здании райотдел милиции Ленинского района разместился. Но то, о чем я хочу рассказать, произошло примерно году в 1966–1967... Пригласил меня Леонид Наумович Большаков, бывший тогда директором студии телевидения, и предложил мне снять кинофильм ко Дню советской милиции — кинорассказ о их работе. Вопрос о съемках с руководством УВД согласован.

— Ну, как? — спросил он меня.

Я дал согласие.

Леонид Наумович сказал, куда надо пойти, к кому обратиться. И вот я в приемной одного из заместителей начальника Областного управления внутренних дел. Небольшая комнатка, спиной к окну за пишущей машинкой сидит технический секретарь. Направо — дверь в кабинет Бориса Александровича Хмелева. Слева, у входной двери, угол занимает камин&3150;голландка, сложенная из очень красивого, художественно выполненного изразца. Рядом с ней — дверь в кабинет Льва Александровича Короткова...

Узнав, что я из студии телевидения, секретарша сказала: «Проходите, Борис Александрович вас ждет!»

Вошел, представился. Коротко рассказал о редакционном задании...

— В разработке у нас сейчас находится несколько интересных дел, — сказал он. — Но рекомендую взяться вот за это... — В общих чертах, сжато он охарактеризовал его. — Возьметесь? — спрашивает.

Я согласился. С милицией работать–то пришлось впервые!

— Сейчас дам команду нашим сотрудникам, чтоб в проведении съемок оказывали вам самую широкую помощь...

Много раз потом приходилось бывать в кабинете Хмелева. Не только при съемке этого фильма, но и при работе над фильмом «Дипломники», позднее показанного по телевидению. И каждый раз, как только я попадал в эту приемную — постоянно любовался красавцем камином! Заговорил как-то о нем с начальником оперативно–технического отдела полковником Желтовым.

— Об этом камине ходили тут разные слухи и легенды. Но, впрочем, слушай: как–то раз, стояли мы тут в приемной, совещание должно было быть. Стояли, «травили». Один из наших сотрудников начал рассказывать, что раньше этот дом принадлежал какому–то купцу, любившему «красиво» жить.Вот и построил он камин этот из штучного изразца, да и лепку на потолке, смотрите, какую отгрохал... Стоит, говорит, а сам рукой по камину хлопает. Хлопнул по одному месту, потом рядом хлопнул. Звук–то другой раздался, отличный от предыдущего, характерный для пустот. Враз замолчал, начал обстукивать по всей площади. Но глухой звук раздавался только в одном месте.

«Пустота», — смекнули собеседники. Сама собой мелькнула мысль — вдруг купец камин для устройства тайника использовал? Но тут всех пригласили войти в кабинет Короткова. Разговор о камине и там не затих.

— Да бросьте вы в пинкертонов играть! — бросил кто–то. — Обыкновенный дымоход, а у вас глаза на клады разгорелись!

Интерес к камину вспыхнул вновь после того, как один из сотрудников, вернувшихся из командировки в Москву, рассказал следующую легенду:

— Ребята! Знаете, что я слышал в первопрестольной? Елисеевский гастроном вы знаете? Тот, что на улице Горького?

Ну кто ж его не знал!

— Так вот, — продолжил он. — Говорят, что в Москву приезжал то ли сын, то ли еще какой–то наследник Елисеева. Обратился он там к кому–то с просьбой в магазине из тайника кое–что забрать. Тридцать процентов, говорит, ваше, остальное — нам! Не согласились. Решили, что найдут сами. Сколько искали — не знаю. Только ничего не нашли. Говорят наследнику, согласны, мол, на ваши условия! А тот в позу встал. Искали, говорит, сами, да не нашли ничего! Не по–джентльменски это. Теперь условия другие будут: пятнадцать процентов вам, остальное — наше! Крутились, крутились, да деваться некуда — согласились! Вошел посланец Елисеева в торговый зал и говорит: «Опустите–ка вот эту люстру!»

Так себе люстра. В центре краше висела. Но опустили. Подошел он к ней, отвернул гайку на каком–то там колпаке, снял латунную чашу сферовидной формы, а та–ам... Камешки–алмазы всякие сверкают. Даже пылью почти не покрылись!»

Рассказанная легенда решила исход дела!

— Вскрывайте! — разрешил Коротков. — Осторожно только, черти! Шоб вид испорчен не был!..

Пригласили опытного старика печника... Вскрыл он полость ту. Осторожно так...

А дальше историю эту рассказал мне Коротков:

— Подошел Желтов к вскрытой полости, фонариком посветил со словами: «Теперь криминалисты за дело взяться должны!» Глядит — а в полости сверточек какой–то лежит. Просунул руку туда, сверточек осторожно на себя потянул, а к нему бечева привязана. Вниз полости уходит... «Не иначе, как сюрприз для любопытных купец приготовил! Вот что, мужики! От греха подальше, выйдите все. Да с первого этажа, что под этой, из комнаты всех удалите! Быстренько только!» Вышли все. Я остался с Желтовым...

Потянул Владимир Иванович за бечевку — идет вроде бы свободно, но чувствуется, что на другом конце что–то прикреплено...

«Вот что», — говорю ему. — Давай печь дальше разбирать будем... Ну ее к черту, мало ли что случиться может...» — «Не–е! Пока нэ треба! Идет–то вроде свободно. Не упирается ни во что, натяжение равномерно при движении и вверх и вниз... Оп–па!» — и он вытянул еще один сверток. Подошел к столу. Расстелил газету. Развернули первый сверток — а там акции Русского государственного банка! Да на крупную сумму! Правда, в наши дни то были никому не нужные бумажки, свою ценность они еще в семнадцатом потеряли!

Развернули второй — а там бельгийский револьвер системы «Наган»! Промасленный весь. Новенький. Образца 1910 года с откидывающимся барабаном, позволяющим одновременно все гильзы экстрактировать, выбрасывать значит... А вот с камешками, извините — не повезло. Не было их там!

Может быть, в других частях дома следовало поискать? Потаенных мест в нем много! Одни подвалы чего стоят!

Опять же поисковая техника у криминалистов совсем не та — совершеннее стала. Вдруг еще находки какие будут?

Ну, а киноролик?

Снял я его. Правда, не ко Дню советской милиции, а значительно позже. На съемку потратил более десяти месяцев. На конкурсе фильмов о милиции был он награжден дипломом и денежной премией.

Купец Панкратов в историю города не столько своим кладом вошел, сколь строительством серой многоэтажки, о которой уже упоминали. Но были и такие купцы, чьи имена гремели темными делами. Греметь гремели, да не всякий раз их потаенную работу доказать можно было. Вот и складывали о них легенды, да из уст в уста их передавали. А ты разберись, где там вымысел, а где и чистая правда была. Итак, легенда первая.

Продолжение читайте завтра на Орен1.

...

  • 0

Популярное

Последние новости