Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.
Хождение по мукам, или как найти работу без «блата»
4 августа 2020
Наступает момент, когда ты понимаешь: «Все, никаких сил больше нет, работа осточертела!». Если у вас такого не было — очень завидую. Со мной такое однажды произошло. И эта мысль так поглотила меня, что было принято решение: нужно срочно увольняться, причем настолько срочно, что времени на поиск запасного аэродрома нет. И я решила рискнуть, как говорится, «уйти в никуда».
Вот только угораздило меня сделать это в последних числах декабря. Хотелось, чтобы все было в лучших традициях голливудского кино: новый год — новая работа — перемены — чудеса, и так далее, и тому подобное. Правда, моих желаний специалисты отдела кадров, которых нынче принято величать модным словом «эйчары», не разделяли. Новые интересные вакансии стали появляться на популярных сайтах аккурат после 15 января, а на первое собеседование меня пригласили уже в конце месяца. Оно, в принципе, и понятно, кадровики, как нормальные люди, мечтают оторваться на корпоративе, который плавно перетечет в семейные новогодние посиделки и рождественские каникулы, а потом хотя бы недельку потратить на то, чтобы придти в себя и войти в колею.
Просидев почти месяц без работы и опустошив все сладкие новогодние подарки, я начала активно ходить на собеседования, соглашаясь на любые предложения. Хотя, если ты устраиваешься не по блату, до тела работодателя тебя вряд ли сразу допустят. Сначала обычно просят заполнить анкету. И тут начинается самое интересное. Кроме тривиальных и в общем-то уместных вопросов по существу (профессиональные навыки, образование, предыдущие места работы и т.д.) многие компании заходили намного дальше. Некоторые настолько далеко, что я до сих пор жалею, что не додумалась сфотографировать их анкеты. Так, в одной довольно известной, но не очень большой оренбургской фирме мне предложили пройти психологическое тестирование. Сразу оговорюсь, их анкета (ее вручают при входе в офис, еще до беседы с кем бы то ни было) состоит из 5 листов формата А4. На моей памяти были соискатели, которые, посмотрев на нее, просто решали, что не очень-то и хотели здесь работать и просто уходили. Но это был не мой случай, и я мужественно взялась за карандаш. Например, мне предстояло решить, каков моей клиент: острый или тупой, гладкий или шершавый, мужественный или женственный… Но самый «любимый» вопрос звучал так: «Когда я выпиваю, то испытываю чувство вины». Вариантов было два: «да» или «нет». Почесав затылок с минуту, я обвела в кружок отрицательный ответ и поняла, что только что себя сдала: мало того, что я пьянствую, так еще и не стыжусь этого совершенно.
Кстати, разного рода зависимости, как выяснилось, одна из любимых тем составителей подобных анкет. Читаю, сидя в приемной уже другой компании: «Ваше отношение к алкоголю, наркотикам и азартным играм?» Так и представила, как своей рукой пишу: «предпочитаю виски с колой, балуюсь героином и хожу по пятницам в подпольное казино», а в графе «ваши положительные качества» отмечаю свою прямоту и честность. Ну, ей богу, для кого эти вопросы?
Хотя, что там анкеты, однажды меня спросили прямо в лоб два приличных на вид интеллигентных мужчины- руководителя на тему «пьешь — не пьешь». Диалог был примерно такой.
— Вы курите?
— Нет.
— Это очень хорошо. А пьете?
— Практически нет. Ну, могу бокал вина на празднике выпить…
— Что, значит, водочку совсем не пьете?
— Водку точно нет. И пьяных не люблю.
— Так вы ж пиар-менеджер… Вот вам, например, надо корпоратив организовать, а вы…
— Вы хотите знать, могу ли я для народа за водкой сбегать? Это я запросто!
Директора откровенно ржут, а нанятый специально для этого конкурса hr-менеджер из специализированной фирмы по подбору сотрудников немного смущается и начинает выяснять мое отношение к пьяным коллегам. А дальше мы переходим на вопросы, связанные с будущим декретом. Сидящие по ту сторону стола совсем не тонко намекают, что мои часики уже тикают. Естественно, эту работу я не получила. Из пяти претендентов собравшиеся остановили свой выбор на единственном парне, даже не смотря на то, что он курил и не имел профильного образования.
Кстати, вопрос об уходе в декрет я бы вообще законодательно запретила. Где тактичность людей, которые проводят собеседования? Неужели они не думают, что напротив них может сидеть молодая женщина, которая мечтает о детях, но по объективным причинам у нее их нет?! Получается, пришел человек на работу устраиваться, а кадровик, вместо того, чтобы поговорить о его профессионализме, потоптался по больным мозолям.
Градус глупости и неэтичности собеседований совершенно не зависит от того, где они происходят. Наглые и странные вопросы могут застать вас врасплох и в провинциальном Оренбурге, где не так велик выбор вакансий, и в столице, где работы как грязи. Своей историей поделилась моя подруга, которая год назад покинула Оренбуржье и отправилась покорять Москву. Она общалась на собеседовании с женщиной — руководителем компании. После вопросов про опыт работы и образование прозвучал неожиданный: «А вы одна живете?». Девушка ответила: «Не одна». «А с кем?»- спросила ее собеседница без обручального кольца. Удивившись, соискательница задала встречный вопрос: «Какое это имеет отношение к работе?». Но с нее продолжали «трясти» ответ. В итоге девушка честно призналась, что со своим молодым человеком. «А кто за жилье платит?» — не унималась руководительница. Наша землячка тоже не сдавалась и требовала объяснений такого интереса. Наконец, ей ответили: «Раз у вас парень есть, никакой мотивации работать и вкалывать не будет. Вас ведь, наверняка, обеспечивают». Она что-то там сказала про равноправие и все такое. Вроде согласились, но не сильно. В итоге договорились взять паузу. Сообщили, что в случае положительного ответа перезвонят. Не перезвонили.
Какой он — идеальный соискатель? Для меня это по-прежнему загадка. Пока я знаю одно — в случае, если ты женщина — твои дети (желательно несколько, чтобы ты в декрет ненароком не собралась) должны быть очень взрослыми, а ты еще очень молодой и активной. При этом желательно еще и одинокой, чтобы был стимул пахать как Папа Карло.
Почему собеседование чаще всего превращается в настоящее шоу, призванное потрепать вам нервы? Этот вопрос я неоднократно задавала, правда, исключительно самой себе. Наверное, дело в том, что эйчарам нужно как-то отрабатывать свою зарплату, а директорам даже не очень-то больших провинциальных фирм приятно чувствовать свою значимость: отсюда и многочисленные конкурсы в три этапа, стресс-интервью, звонки бывшим работодателям и допросы с пристрастием. Перефразирую известное выражение, хочется призвать всех начальников и кадровиков: «Будьте проще, и соискатели к вам потянутся!».
С нами, ищущими, конечно, тоже несладко. Недавно на моей нынешней работе объявили конкурс на должность логиста. Молодой человек-соискатель опоздал ровно на час. А потом пришел, как ни в чем не бывало, и даже не извинился. На вопрос, почему так поздно, ровным голосом ответил: «Долго не мог припарковать машину!» И вы знаете, меня его спокойствие сначала поразило, а потом я поняла, что именно так и надо. Не в смысле опаздывать, а быть сдержанным и уверенным в себе. Потому что если будешь переживать по каждому поводу, то никаких нервов не хватит. Работодателей много, а вот ваше здоровье — одно.