Не за длинный тенге
- 4 августа 2020

Текст: Денис Рябцев, журнал "ОК*АЗИЯ"
Фото: Вадим Андреев
Февраль преподнес нам неприятную историю с голодовкой 14 выпускников одного из детских домов Республики Казахстан. Молодые люди организовали неоднозначную акцию протеста, чтобы получить работу. По информации открытых источников, выпускники пренебрегали предложенными вакансиями в социальной сфере и желали денежного довольствия, сопоставимого с пайкой в нефтяной сфере. Молодые люди прервали акцию только когда скандал получил резонанс и чиновники городского уровня занялись решением проблемы в «ручном ключе».
Подобные выплески «молодой горячности» случались и в России, где тоже не все просто и с денежными вакансиями, и с обеспечением сирот жильем. Были истории, когда в ситуацию приходилось вмешиваться прокуратуре и выносить представления органам исполнительной власти об исправлении ситуации в той или иной сфере.
Есть ли в современных реалиях эффективный инструмент поддержки сирот, их социальной и профессиональной адаптации?
Два года назад директор Дома Юношества из Уральска Умирбай Калымбетов обратился к своему выпускнику Геннадию Франку с предложением открыть в бывших мастерских детдома производственное предприятие для трудоустройства безработных выпускников. Геннадий, юрист по образованию, посмотрел на ситуацию компетентно и глубоко. Заручившись поддержкой акимата, он официально зарегистрировал ТОО «Социальное предприятие «Шанырак» и ОО «Западно-Казахстанский Союз выпускников детских домов и школ-интернатов». На сегодня это единственная организация, созданная самими детдомовцами.
- Я считаю, что среди сирот не нужно провоцировать развитие иждивенческого отношения к жизни, - говорит учредитель Геннадий Франк. - Государство всю жизнь воспитывает и содержит сирот, которые выходят во взрослую жизнь и продолжают вести паразитический образ жизни. Считают, что так и должно быть. Поэтому не нужно благотворительности. Нужно реально оказывать помощь в создании каких-то условий для труда. Чтобы выпускники детских домов сами зарабатывали себе на жизнь и индивидуально развивались.
В бывших мастерских детского дома, которые были заброшены, начался ремонт. Не сразу, но с энтузиазмом и упорством выпускники обустраивают на месте полуразрушенных помещений производственные цеха.
- Цель социального предприятия – поддержка выпускников и общественной организации, - продолжает Геннадий Франк, - У нас есть центр социального развития, и чтобы мы не просили, не ходили по разным кабинетам и организациям - мы сами поддерживаем проекты. Каким образом? Мы реализовываем произведенную нами продукцию, и эти деньги направляются на развитие проектов. Проекты у общественной организации такие: вовлечение в предпринимательскую деятельность, сопровождение выпускников. Другими словами – оказываем всестороннюю помощь, потому что сейчас с самостоятельным трудоустройством у выпускников есть определенные сложности.
- Я вижу, что у вас на выставке представлены рабочие специальности – кузница, швейный цех. Неужели и у этих эксклюзивных мастеров есть проблемы с трудоустройством?
- Наша цель - адаптировать выпускников в самостоятельную жизнь. Мы хотим сделать так, чтобы они не на кого-то работали, а именно развивались, как предпринимательский класс. Предприятие дает грант для начала деятельности. Мы покажем вам цех холодной ковки. Выпускник, овладев технологией, может закупить подобное оборудование и этим заниматься. Востребованы сварщики. Это по сути тоже ремесло. Объявлений много. С этой профессией выпускник может в частном секторе работать.
- И все-таки это самонайм, а не бизнес.
- Да. Но из этого потом может вырасти и бизнес. Пусть малый, но у выпускника уже появится возможность далее развиваться. Во всяком случае, он не будет на кого-то работать, от кого-то зависеть. Понятно, что самостоятельная работа – это тоже дар божий – не каждому дано. Если есть желание и способности – мы даем грант на небольшой оборот по принципу выделения микрокредитов для бедных. Только не кредиты, а гранты, которые строятся на принципе безвовзвратных средств. Мы даем некую удочку, чтобы специалист дальше сам развивался. Но для самостоятельного развития – есть много сопутствующих проблем с регистрацией индивидуального предпринимателя, нужны какие-то небольшие знания о госпрограммах, нужно залоговое обеспечение, разъяснение действующего законодательства, техрегламента, техники безопасности. Необходимы знания основ экономики, бюджета, планирования. И с этим помогает социальное предприятие.
То, что здесь организовывается, это мое хобби. Я сам - выпускник из детского дома. И идея пришла потому, что у нас есть Дом юношества. Это адаптационный центр перед вступлением в самостоятельную жизнь. Но профессиональную работу по профориентации с выпускниками никто не ведет. Они дезориентированы. Да, их обучают – кого-то в вузах, кто-то в профессиональных училищах. Но, как правило, никто у выпускников не спрашивает, хотят ли они пойти именно таким профессиональным путем. Есть программа, есть система. Их направляют на обучение, они получают базовое образование, но по статистике более 80 процентов не работает по специальности. Причины там разные как объективного, так и субъективного плана. Особенно, когда после получения образования они приходят в какую-нибудь «тэошку» работать, где нет никаких социальных гарантий, а выдается молоток – иди, стучи. Но выпускнику надо как минимум где-то жить, что-то кушать, как-то добираться до работы.
- Сколько человек вовлечено в круг ответственности социального предприятия?
- 153 человека. И это только начало. Нас уже знают, к нам идут. Мы не спрашиваем ни про опыт, ни про стаж. Тут даже по возрасту предела нет. Главное – совершеннолетние. Начиная с 16 и до 23 лет, выпускники по законодательству Казахстана находятся под опекой государства. Есть выпускники, которые уже были судимы. Мы пришли, здесь вот под целлофаном один лежал – вытащили, отмыли, отстирали, подлечили. Мы стали уже неким хостелом. Несколько человек здесь реально живут. Они, конечно же, уже взрослые. Мы всех принимаем. Это определенное собратство, сообщество. Наша основная задача – раскрыть потенциал каждого человека, сделать его самостоятельным.
У нас есть кадровое агентство «Рынок труда». Мы занимаемся трудоустройством выпускников. У нас на каждого - резюме. Можем мониторить ситуацию и направлять выпускников в серьезные компании с соцпакетом, хорошими зарплатами. Таким образом на настоящий момент уже устроили 24 выпускника.
- Какие-либо примеры бизнес-проектов, которые у Вас реализуются?
- Да, мы Вам сейчас все покажем. Вот у нас по кузовным делам мастер – Андрей. Он отучился и теперь других учит. Здесь у нас швейная мастерская. Есть мастера по ковке металла, срочному ремонту обуви. Мы сами шьем обувь – ручная работа. Сырье и фурнитуру закупаем в России. В планах сделать в Уральске большой социальный центр со школой ремесленного обучения, агентством «Рынок труда», школой домашнего персонала для девушек, где они осваивали бы профессии гувернанток, домохозяек и сиделок.
- Что мы могли бы передать на наших страницах для ваших потенциальных коллег?
- Было бы отлично нам находить соратников. У нас много своих наработок, но все эти проекты по сопровождению и адаптации – они российские. Я здесь не изобретаю велосипеда. В Казахстане таких проектов нет. В России в этом плане более серьезно работают. Есть проекты по даутистам. У нас тоже сейчас серьезная проблема с этими выпускниками. Они учатся во вспомогательных школах, а по профессиональному образованию программ нет. Их отправляют учиться в обычные лицеи, где они не могут освоить программы. В России есть такие должности, как омбудсмены по правам выпускников. У нас такого нет.
- Да, есть, конечно. Но из всей его деятельности за последние два года на слуху только борьба за стоимость студенческих общежитий.
- Да, но главное, что эта фигура есть. У нас же выпускники по сути сами себе предоставлены. Есть госпрограмма по жилью, по образованию - и все на этом. Но ведь не только этим жив человек. Ему нужно и свои возможности реализовывать. Если он отучился, ему нужно свои навыки применять к делу. У нас сейчас на рынке труда кадровый дефицит. Но надо исходить из того, что выпускники – это определенная субкультура. К ним должно быть обособленное отношение. Это не из-за того, что они неполноценные какие-либо – нет. Они просто неадаптированные. Для них шоком является какая-либо незнакомая ситуация. Это равносильно, если сравнить, как в питомнике какого-то зверя держали, а потом неожиданно выкинули его на волю. И никто о нем не заботится. А он нуждается в поддержке. И многие, кто вроде бы занимается этой проблематикой, но на практике у «семи нянек дитя без глаза».
СПРАВКА
Дом юношества Уральска был создан на основе детского дома, который существовал здесь с 1958 года. Был целый комплекс зданий в послевоенные годы, состоящий из корпусов школы, квартир для сотрудников и педагогов, общежития и подсобного хозяйства. Здесь воспитывались дети от пяти до 18 лет. Во время оптимизации 1996 года детский дом закрыли, подобный комплекс был построен за городом – всех перевели туда. А в 2000-х опять приняли закон о том, чтобы открыть дома юношества во всех городах. И в Уральске к 2001 году одним из первых в Республике Казахстан был открыт дом юношества. Здесь живут юноши и девушки от 18 до 23 лет – этот дом стал платформой для молодых людей, которые выходят из детских домов. Сейчас здесь проживает бесплатно 116 человек. Государство на себя взяло все расходы по коммунальным платежам. Ежегодно выделяются квартиры для сирот. С 2009 года из Уральского дома юношества квартиры получили около 350 человек. Сейчас администрация готовит документы на получение квартир для очередных 9-ти человек – все они уже семейные.
Шанирак – это свод над юртой. У казахов Шанирак ассоциируется с уютом, с домом.
23 декабря 2014 года Президент России Владимир Путин подписал закон о соцподдержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как сообщается на официальном сайте Кремля, поправки в ст. 9 закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" были приняты Госдумой 12 декабря и одобрены Совфедом 17 декабря.
"Документом предусматривается внести в закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изменение уточняющего характера, согласно которому органы службы занятости в течение шести месяцев направляют для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования ищущих работу впервые и зарегистрированных в органах госслужбы занятости в статусе безработного детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - отмечается в справке к документу. - В настоящее время органы службы занятости осуществляют профессиональную подготовку указанных лиц".
Сохраняется проблема постинтернатной адаптации выпускников детских домов в Республике Казахстан, выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда. Для решения данных проблем в Казахстане разработан и принят Закон Республики Казахстан «О детских деревнях семейного типа и Домах юношества». Данный законодательный акт, меры по его эффективной реализации способствуют интегрированию воспитанников детских деревень и детских домов в общество согласно их желанию, в частности, в рынок труда. В целях социальной адаптации воспитанников Дома юношества, сеть которых развивается в Казахстане, уже начались создаваться необходимые условия по содействию развитию их индивидуальных способностей, обеспечению профессиональной подготовки. Кроме того, для проживающих в Домах юношества в возрасте до 23 лет, оказывается содействие и в трудоустройстве. Такая модель, соответствующая мировой практике, вне сомнения, позволяет решать многие проблемы воспитанников и выпускников детских домов. Вместе с тем, доказано, что проблема сокращения социального сиротства настолько сложна, что не может быть решена только с помощью государственных институтов.
В феврале 2015 года в России прошло первое заседание Общественного совета при Уполномоченном по правам студентов в Российской Федерации. В состав Общественного совета вошли более ста лидеров молодежных общественных объединений и студенческих вузовских организаций. В ближайшее время Общественный совет при студенческом омбудсмене выступит с серией инициатив, направленных на защиту прав и продвижение интересов учащихся на федеральном уровне. Общественный орган будет определять деятельность правозащитника, разрабатывать законотворческие предложения и осуществлять контроль за реализацией инициатив органов власти.