Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Ленин без головы

Ленин без головы

Говорят, один случай – случай, два – совпадение, но три – уже тенденция.

На самом деле таких случаев давно уже не три и даже не тридцать три. Это если только Россию брать последних лет. По Европе и миру давно счет идет на тысячи. Вы только взгляните, что поисковик выдаёт.

Но эти три –наши, оренбургские, всего за два последних года

Начнем с последнего, совсем свежего, пятничного.

В ночь на 17 июля неизвестные расстреляли в центральном парке Саракташа памятник Ленину. По словам жителей посёлка, под утро были слышны выстрелы, а затем граждане заметили щербины на скульптуре вождя мирового пролетариата и валяющиеся куски гранитного обрамления.

Но вскоре оказалось, что стреляли по другому поводу: и суток не прошло, как сотрудники полиции Саракташского района установили злоумышленника, которым оказался 36-летний местный житель, уже судимый шесть раз. Он и рассказал, как повредил левую часть гипсового памятника с помощью молотка.

(ФОТО URALPRESS.RU и РИА56)

И это при том, что предыдущая история  с пострадавшим памятником товарищу Ульянову в области случилась всего три с половиной месяца назад в Бузулуке. Там бывшего вождя мирового пролетариата лишили товарного вида иным способом. На гипсовой фигуре Ильича, что в центральном парке города, опять же в тёмное время суток, решила повисеть группа местной молодежи. Как объясняли потом задержанные – «хотели пофотографироваться». В результате голова отвалилась по самые плечи.

Поскольку в соответствующем кодексе РФ (возможно, руки еще не дошли) запрета на фотографирование в обнимку с памятниками разным вождям нет, то парням  вменили обыкновенное хулиганство. Будь памятник бронзовым, глядишь, и обошлось бы…

Впрочем, идея  поместить в семейный альбом фото кого-то, повисшего на шее памятника Ленину мне лично (как и, надеюсь, большинству моих сограждан) глубоко чужда. Даже если обнимать больше совсем уж некого. Ну, хулиганство, конечно, но какое-то совсем уж дурное… Да, к слову: статую, от которой остались только ручки да ножки, с пьедестала убрали, сам же постамент… тоже обмотали черной полиэтиленовой пленкой! Признаться, не совсем понял подобного рода заботы.

Ну, и оренбургский случай номер три. Вернее, номер один, поскольку произошел он в октябре тринадцатого года. Это когда в Пономарёвке прямо возле администрации, как раз посреди райцентра неизвестные отпилили голову монументу Ленина уже целенаправленно.

Еще раз напомню: это только за неполные два года. Тогда первый секретарь обкома КПРФ Владимир Новиков говорил, что до того в разное время от рук вандалов пострадали ленинские фигуры в Соль-Илецке, Сорочинске, Беляевке… Да что там -  памятник в Пономаревке уже оказывался однажды обезглавленным, в 90-х годах прошлого века. Отпиленную голову вождя пролетариата местные жители отыскали в овраге. Но тогда памятник восстановили – за счет администрации.

Поскольку средств на восстановление у отделения партии нет, то всякий раз после подобных происшествий партийцы объявляют о сборе средств на новый памятник. Как заметил Владимир Новиков, скульптуры, как правило, гипсовые и восстановлению не подлежат: надо создавать новые. В Сорочинске, например, жители собрали 300 тысяч рублей, и теперь в городе стоит свежий Ильич. В Беляевке собирают средства до сих пор…

Новиков видит проблему в том, что памятники бывшему вождю, раскиданные по райцентрам (и не только по ним), не включены в общий реестр объектов культурного наследия. Коммунисты предлагали минкультуры области добавить памятник Ленину в официальный список, однако получили отказ. 

И я считаю – абсолютно справедливый.

Только давайте сразу исключим из этих историй всякие сопутствующие элементы наподобие злорадства и отсылок к запоздалому торжеству истории. Не буду совсем останавливаться на, пожалуй, единственном эмоционально и даже стилистически оправданном поступке такого рода за последнее столетие (дальше просто не в курсе): низвержении памятника Дзержинскому четверть века назад.

Это был жест глубоко спонтанный, очень символический – но и единственный. Больше новая власть таких демонстративных поступков себе не позволяла, до мести идолам не опускалась, как оно практически в обязательном порядке прокатилось но России в послереволюционные годы.

Народ, впрочем (ну хорошо – отдельные представители народа), в частном порядке продолжил заниматься восстановлением исторической справедливости так, как это понимал и в меру своей, м-м-м… в меру своих представлений о ней, скажем так. А какими они должны быть, скажите мне, если его, народ, семьдесят лет подряд загоняли в парадигму «друг - враг»? Ну, и вот: раз этот Ленин нам больше не друг… чего церемониться…»

Хотя стоп: виноват, это я уже начинаю скатываться к исследованию причин вандализма. А там недалеко и до понимания, а «понять – уже наполовину простить». Вот уж ничего подобного.

Поэтому сразу подвожу жирную черту: вандализм – он и есть вандализм, а углубляться в личные переживания каждого придурка я совсем не намерен. Вдобавок сильно подозреваю, что политическая составляющая – далеко не единственный мотив такого рода действий.

Но историей эволюции собственных взглядов на данную тему за четверть века могу поделиться.

То количество изображений одного-единственного человека, которое водрузили на постаменты разной высоты, значимости, красоты и степени целесообразности в советский период – запредельно. Не говоря об исходном, так сказать, материале, лежащем в мавзолее. Это раздражало нормального здравомыслящего человека до крайности. После кончины СССР – бесславной, надо заметить – уже било и по глазам, и по мозгам. Коммунистическая государственная идеология сворачивается и уходит в прошлое - неотвратимо. Но нам, наевшимся ею до крепкой отрыжки, она оставила тысячи и тысячи идолов. Художественного исполнения в массе своей штампованного и убогого. Ценности в большинстве своем имеющих – ноль целых хрен десятых.

Первые несколько лет от осточертевшей идеологии хотелось скорейшего избавления, причем масштабным образом. Ну вот просто чтобы с глаз долой хотя бы. Включая труп на Красной площади.

Кто его знает, имелся ли во всём этом сакральный смыл, нет ли – однако вот так.

Но потом становилось понятнее и понятнее: если даже и имелся, дело не совсем в памятниках. Или даже совсем не в памятниках. О, если бы дело было в памятниках…

В конце-то концов. Ну стоят себе и стоят. Ну лежит себе и лежит.

Если у идеологии исчезает сердце – неминуемо следует за этим пропажа головы. И, кстати, наоборот: если там с самого начала не было головы – сердца не забьётся никогда. Это уже по поводу нынешних наперсточников.

Да и те, предыдущие, хороши тоже: не иначе как на века мастерили. И чувствовали ведь, из чего. Из гипса.

Сергей Сафонов. Ленин на открытии памятника К.Марксу. 1976

...

  • 0

Читайте также:

    Популярное

    Последние новости