"Купили дом мечты в сказочной Гагре, через год сбежали, продав за копейки": честный отзыв россиянина о жизни в Абхазии
- 7 июля 16:05
- Анна Шершенькова

Почему россияне, купив дом в Абхазии, часто теряют его? Реальные риски и подводные камни недвижимости в Гагре и Пицунде.
Гагра, Пицунда, Новый Афон... Райские уголки, куда хочется сбежать навсегда. Многие россияне, очарованные морем, горами и ценниками на недвижимость, решаются на переезд или покупку "домика у моря". Но для некоторых эта мечта оборачивается кошмаром с потерей денег и жилья. История москвича Константина и его родителей – яркий пример того, почему купили дом мечты в сказочной Гагре, через год сбежали, продав за копейки.
Все началось с искреннего порыва. Константин, желая подарить родителям спокойную пенсию у моря, решил купить дом в Абхазии. Помощь предложил его друг-абхазец Фарид, врач, с которым они сдружились в Москве. Казалось бы, надежный партнер. Нашли старый, но с потенциалом дом в Гагре с участком в 20 соток, до моря 15 минут пешком. И тут выяснилась первая преграда: по абхазским законам, россияне не могут напрямую владеть недвижимостью. Официальная позиция властей – защита от массового скупа земли иностранцами. Один момент, о котором не говорят официально — ниже. Фарид, как местный житель, предложил "проверенную" схему: оформить дом на него, а с Константином заключить письменный договор купли-продажи. Доверяя другу как брату, Константин согласился и заплатил деньги.
Два года ушло на вложение сил и средств. Родители Константина с энтузиазмом ремонтировали первый этаж, меняли крышу, проводили коммуникации, построили беседку. Дом превращался в уютное гнездышко. Естественно, он стал магнитом для родственников и друзей, желавших отдохнуть "у своих" бесплатно. Идиллия длилась, пока семья не уехала ненадолго в Москву. Вернувшись, они обнаружили на воротах чужие замки. Во дворе стоял Фарид. "Что вы делаете в моем доме?" – спросил он, предъявив документы на свое имя. Шепотом добавил: "Спасибо за ремонт". Попытки доказать что-либо соседям или местным властям разбились о простой факт: единственным законным владельцем по абхазским документам был Фарид. Договор с россиянином не имел юридической силы в их суде. Купили дом мечты в сказочной Гагре, через год сбежали, продав за копейки – такова горькая реальность.
История Константина – не единична. Художницу, купившую дом в Пицунде и вложившуюся в ремонт, через два года просто выгнали на улицу прежние "владельцы", обвинив в обмане при покупке. Юристы, знакомые с абхазской спецификой, отмечают: подобные схемы с оформлением на доверенное лицо – крайне рискованны. Даже если посредник изначально честен, соблазн присвоить отремонтированную недвижимость огромен. Есть и другая мрачная сторона: часть продаваемой земли может принадлежать этническим грузинам, вынужденно покинувшим Абхазию во время конфликта.
Около 600 тысяч человек в Грузии считают себя законными владельцами. Их права абхазскими властями не признаются, но это создает дополнительный правовой вакуум и риск для покупателя. Хотя есть и положительные примеры длительного проживания россиян (как у коллеги в Новом Афоне), купить дом мечты в сказочной Гагре и удержать его – лотерея с высокими ставками. Главный совет? Думать головой, а не эмоциями, и помнить: если что-то выглядит слишком просто и дешево в чужой стране с нестабильным правовым полем – скорее всего, это ловушка. И доверенность местному жителю – очень зыбкая почва для мечты, пишет источник.
