Интересные особенности магазинов в Белоруссии, которых у нас в России просто нет - русским только и остается удивляться и завидовать
- 30 июля 09:30
- Анна Шершенькова

Чем удивляют белорусские магазины: отсутствие тетрапаков, салат-бары, местные бренды. Отличия от России. Цены, ассортимент.
Вот сидишь в белорусском гипермаркете, смотришь на полки, и вроде бы всё знакомо – продукты, тележки, ценники. Ан нет. Присмотревшись, ловишь себя на мысли: а этого у нас точно нет! Особенно поразила полка с молоком. Целый сегмент товаров, привычный для российских покупателей, в Беларуси отсутствует напрочь. Но молоко – лишь верхушка айсберга.
По данным наблюдений путешественников за 2024 год, белорусские продуктовые сети, хоть и похожи на российские внешне, таят несколько существенных отличий. Посетив с десяток магазинов разного формата – от крупных гиперов до местных дискаунтеров – можно составить целый список особенностей, которые заставят русского покупателя то удивляться, то завидовать.
Начнем с ассортимента. Конечно, российские товары здесь представлены широко. Но глаз сразу цепляется за блоки с местной продукцией. Выложены они солидно – целыми полками или даже на паллетах. Представьте себе мощную выкладку бобруйского зефира или витебских "Витош" – явление, редкое для московских сетей. Да и цены на белорусские изделия часто приятно радуют, оказываясь существенно ниже российских аналогов, пишет автор Дзен-канала "Самый главный путешественник".
Упаковка местных вафель за 46 рублей? Звучит заманчиво. А вот намазка из свинины с томатами, произведенная где-то в Кобринском районе – продукт, который в российских супермаркетах просто не встретишь. Жаль, не купил попробовать, но любопытство осталось. Вот тут и кроется первый крючок: знакомое пространство, но совершенно иной продуктовый набор.
Особняком стоит молочная полка. Если в других отделах российские бренды раскиданы повсюду, то здесь, особенно в сегменте молока и кефира, их попросту нет. Полное, тотальное отсутствие! Вместо них – местные производители. Литр 3,5% молока за 64 рубля в пластиковой бутылке. И вот вторая особенность, которая всерьез удивляет. В России давно привыкли к тетрапакам с ультрапастеризованным молоком, которое хранится месяцами.
В Беларуси таких нет. Вообще. Ни в одном магазине. Только "короткое" молоко в пластике, требующее холодильника. Даже прямой вопрос продавцу: "А где у вас молоко в тетрапаках, не из холодильника?" – наткнулся на простой ответ: "Нет у нас таких". Закон не запрещает, просто рынок сложился иначе. Для кого-то минус, для любителей "свежачка" – плюс.
Переходим к сервису. В крупных белорусских магазинах частенько можно встретить салат-бары. Не те упакованные контейнеры или порции от продавца за прилавком, а именно самообслуживание: бери контейнер, накладывай себе салатов, закусок или солений сколько душе угодно. За 53 рубля за 100 грамм – выбор за покупателем. Такие островки замечены и в Витебске, и в Жлобине. Удобно? Безусловно.
В России подобное пока редкость, разве что в ресторанах при гипермаркетах, но не в торговом зале. Еще одна деталь касается мясного отдела. Запакованной курицы вроде нашей "Петелинки" или "Троекурово" на полках не видно. Вся курятина и мясные полуфабрикаты продаются традиционно – за прилавком, их накладывают по весу по запросу покупателя. Возможно, свои аналоги брендов где-то есть, но в увиденных магазинах они не попадались. Килограмм курицы за 215 рублей – покупатель видит, что берет.
Напитки. Кола и ей подобные из Беларуси не уходили. Поэтому ассортимент газировки в жестяных банках (0,33 за 46 рублей) или бутылках значительно шире, чем в России. Никакой "Доброй Колы" тут и в помине нет – только оригинальные бренды в полном ассортименте. Что касается технологий, то крупные супермаркеты и гипермаркеты Беларуси активно оснащены кассами самообслуживания (КСО). С этой точки зрения, страна выглядит продвинутее многих соседей. Хотя в мелких сельпо, понятное дело, царят живые кассиры и неизбежные очереди. А вот и забавный штрих: на выходе из одного гипермаркета "Евроопт" в Витебске висела любопытная вывеска, намекающая на завершение шоппинга – мелочь, но создает атмосферу.
Так что же в итоге? Белорусские магазины предлагают интересный микс: знакомую сетевую структуру, но с заметным уклоном в местную продукцию и сервисные фишки, которые в России пока не прижились. Отсутствие "долгоиграющего" молока в тетрапаках, популярные салат-бары, акцент на свежую мясную нарезку за прилавком и широкий выбор оригинальных прохладительных напитков.
Цены на многие местные товары выглядят привлекательно. Так что, если доведется оказаться у соседей, загляните в их магазины. Это не просто шоппинг, а небольшое культурное погружение. Можно удивляться, можно завидовать, но равнодушным точно не останешься. А уж возвращаться с чемоданом бобруйского зефира или местной намазки – личное дело каждого. Главное – знать, что такие вкусные отличия существуют.
