Античеловечные вагоны: вердикт 10-летней эксплуатации РЖД двухэтажных вагонов — как проводницы устраивают жару
- 9 декабря 12:00
- Екатерина Фирсова

Изначально РЖД задумывали двухэтажные вагоны как современную альтернативу плацкарту: вместимость на 10 человек больше, а уровень комфорта — как в купе. Однако спустя почти десять лет эксплуатации радужная теория разбилась о суровую реальность, и претензий у пассажиров становится всё больше.
В парке перевозчика уже более тысячи таких вагонов. География расширяется: «двухэтажки» едут в Челябинск (поезд №391/392) и тестируются на маршруте Москва — Вологда. РЖД уверяет, что возить больше людей в одном составе выгодно, но на деле экономика процесса хромает.
Как отмечает автор Дзен-канала «1520. Все о путешествиях», такие поезда тяжелее и требуют постоянного питания от локомотива, так как своих генераторов у них нет. Снабжать их энергией могут лишь мощные электровозы вроде ЭП20 (совместное детище «Трансмашхолдинга» и ушедшего Alstom) или сцепки из двух тепловозов ТЭП70БС. Даже новая «Аврора» пойдёт под двойной тягой. Из-за этого составы короче: обычно 10–13 вагонов вместо привычных 15–18.
Цена и теснота
Для пассажира выгоды тоже нет. Билет в двухэтажное купе почти никогда не стоит дешевле плацкарта, а часто сравним по цене с одноэтажным купе. Если поезд фирменный — ещё дороже.
При этом места внутри катастрофически мало. На верхней полке второго этажа взрослому человеку не разогнуться. Багажной полки наверху нет, все вещи приходится утрамбовывать вниз. РЖД на сайте даже выпустили рекомендацию брать чемоданы поменьше (сумма измерений 162 см), что прямо противоречит правилам перевозок, где разрешено до 180 см.
Качество и «народный» климат-контроль
Вроде бы всё для людей: розетки, USB, кулеры, три туалета и раздельный сбор мусора. Но вагоны быстро ветшают: сетки рвутся, уплотнители выпадают. Главная беда — вентиляция. Кислорода на четверых в замкнутом объёме часто не хватает, а летом на втором этаже под крышей бывает адски жарко из-за слабых кондиционеров. Ещё один нюанс — неприятный высокочастотный писк от высоковольтной линии.
«Античеловечные» условия
Автор блога «Всвете» после поездки в Крым и вовсе назвала такие вагоны античеловечными. Аргументы железные:
-
Ступени везде. С тяжёлым чемоданом трудно не только подняться на второй этаж, но даже просто зайти в вагон или пройти в ресторан.
-
Негде посидеть. В коридорах нет привычных откидных стульчиков — только стоять.
-
Духота. Форточек нет в принципе.
Доходит до смешного: проводники регулируют поток воздуха, запихивая в вентиляционные люки простыни. Если вам душно — требуйте вынуть «затычку». Бывает и наоборот: пассажиры сами заклеивают скотчем воздуховоды внизу, чтобы не дуло.
Устаревшая новинка
Главная претензия к РЖД — закупка морально устаревшей модели, такой же как 10 лет назад. Хотя в 2020 году презентовали новую версию с душем, бесшумными тележками и увеличенным пространством наверху, перевозчик приобрёл их чуть больше сотни и вернулся к старым образцам. Несмотря на минусы, статистика растёт. Первый двухэтажный состав пошёл в Адлер перед Олимпиадой-2013. За 10 лет перевезено 54 млн человек, а за 10 месяцев прошлого года поток вырос ещё на 13,4%.
