Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Миграция (по следам номенклатурной отписки)

Миграция (по следам номенклатурной отписки)

 В январе Оренстат опубликовал сведения о количественном снижении населения на 1600 человек.

В феврале на рабочей встрече Берга и президента губернатор заявил о демографическом росте аж на 800 человек.

1 марта правительство РФ утвердило миграционную политику Оренбургской области.

Летом 2014 решение демографической проблемы нашлось – партия вынужденных переселенцев с мятежных территорий Украины в количестве 1500 человек, и ожидается ещё прибавление. За отчётность по 2014 году можно не беспокоиться – население будет в плюсе, несмотря на вымирание русского этнического ядра на территории России, ну и, видимо, Оренбургской области, — увы, по этому вопросу статистика не ведётся.

Миграционная ситуация сложилась не вчера и не сегодня – вот интересные наблюдения за год.

28 сентября 2013 года в Орске прошёл митинг, на котором местным властям было выражено недовольство. Естественно, что чиновники избегают прямого общения. И потому предпочли написать по правилам делопроизводства пространную отписку за подписью зам. мэра Козупицы на 4-х листах в канцелярском жанре и в стиле «ответ в течение месяца». Одна из проблем, которая озаботила митингующих – отток населения, скажем так – корневого. Тех людей, которые там родились, выросли, получили образование – пустили корни и после многих лет поняли, что для на родине нет места.

Итак, по словам Козупицы, всё у нас отлично, а миграция имеет вид нормального процесса, точно такого же, как в прошлом тысячелетии, когда люди в поисках работы мигрировали с паспортами СССР из-за коммунистических строек и энтузиазма; так же, как и в перестроечные времена, когда искали место получше, а лагуну для денег потише. Собственно, всё в порядке вещей – как и планировала партия народного единства и обожания Вождя.

То есть нет ежегодного потока через границу более 100 тыщ. «соотечественников», а миграционные концепции страны и региона не пишутся с опорой на эту лавину. Нет убыли населения по двум причинам: зов смерти и зов других  мест обетованных.

И, к слову о концепции миграционной политики региона, — видимо, в администрации Орска не нашли времени её прочесть, иначе бы обратили внимание на константу почти в самом начале, свидетельствующую, что не так всё радужно, как хочется представить.  Можем даже поделиться, чтобы важные люди из администрации не тратили своё драгоценное время на изучение ненужных им документов.

image001

И вот тут мы воочию видим такое явление, как миграционный отток.

Миграционный отток

Судя по статистике, в Восточном Оренбуржье высыхают не только лужи по весне, но и населённые пункты в течение года. Речь, конечно же, о количестве населения. И дело не только в естественной убыли, виден существенный миграционный отток. Лидеры области – Ясный, Кваркено и Гай. В целом, бросается в глаза, что активному исходу подвержены некогда целинные районы. Когда-то люди туда ехали по зову сердца и велению комсомола – «Мы там нужны». Прошло время, и оказалось, что уже не нужны, и начался обратный процесс – чаще всего возвращаются к корням. Старшее поколение, которое приехало туда поднимать целину, теперь вывозит своих детей и внуков. Может, и остались бы, но желают лучшего, а оставаться на месте – худший вариант из двух возможных. В степной зоне порой испытывают нужду даже в самом необходимом – питьевой воде.

По данным за 2011 год миграционному оттоку был подвержен даже Оренбург, потерявший по 5 чел. из каждой тысячи жителей, снявшихся с регучёта – они уехали. Орск тогда же оказался в плюсе +3,1, компенсировав отток за счёт иностранных рабочих и мигрантов из районов востока.

Согласно той же концепции, миграционный поток из стран Центральный Азии в Россию идёт из-за того, что уровень жизни в последней значительно выше. То есть можно рассчитывать на разные плюшки и вкусности из-за разрыва благосостояния. Однако по данным с 1991 года по настоящее время количество населения Оренбургской области неуклонно снижается. Был период взрывного притока вынужденных переселенцев в 1993-94 гг., но он быстро сошёл на ноль, а потом и вовсе превратился в минус. Статистическая отчётность по ПВФО показывает, что Оренбургская область является не больше, чем буфером для переселенцев, которые проезжают мимо в другие  регионы. Возможно, по уровню жизни для них нет никакой разницы, что дома, что в регионе № 56. В противном случае, надежды на то, что мигранты с югов решат часть проблем с трудовыми резервами и демографией, имели бы под собой основу. Но их мало что интересует здесь – деньги находятся дальше. Поэтому мало особо ретивых с обеих сторон: и тех, кто готов стоять на границе и заманивать в оренбургские золотые края иностранцев; и тех, кто жутко боится оккупацией Центральной Азией родного курятника. Как говорит наш губернатор: Оренбуржье – сердце Евразии! Если на чистоту, то мои знакомые из Берлина, Будвы, Мадрида, Пекина, Бомбея, увидев эти слова, задумчиво спрашивали «а где это?».

Миграционный приток

«Неисповедимы миграционные пути» © Пророк Моисей на 39 год пути. То ли к счастью, то ли к беде, но Оренбургская область стала всего лишь пропускным пунктом для миграционных потоков. Как в песне: «Стою на полустаночке, а мимо несутся поезда». Да, поезда с азиатскими лицами проносятся мимо… По этому поводу есть даже некоторая обида – это ж получается, что мы не особо нужны ни своим, ни чужим. Потому читаешь перлы из региональной миграционной программы и слеза накатывает. О чём они пишут, что планируют?! Такое впечатление, что увидели невероятный поток мигрантов, ночами рвущихся через колючую проволоку пограничных заграждений.  Такие программы составляют, когда все благоденствуют, а мигранты вынуждены бомжевать, искать способы выживания любыми путями. Как в своё время в Германии и Франции. Однако положение униженных и оскорблённых – всеобщее. Нужно не вычленять отдельно стоящую и проезжающую социальную группу, а рассуждать уже об общем благосостоянии.

Одной из причин внутренней трудовой миграции является ликвидация технологичных рабочих мест. Людям приходится идти на низкоквалифицированые работы. Но из-за наплыва центральноазиатов места по сезонным видам работы являются занятыми. Это первое. И второе: нет особого смысла работать отделочником и получать 500 руб. в день в Орске, если в других регионах, той же Москве, за это платят 2000 руб.

Удержать коренных жителей можно, предоставив им нормальные технологичные рабочие места, где квалификация требуется сложнее владения лопатой и бетономешалкой. Привлечь мигрантов можно, если уровень оплаты по области поднимется в целом и не менее, чем 2 раза. Спасение не только в наращивании производственных мощностей, но и в развёртывании сферы услуг.

...

  • 0

Читайте также:

    Популярное

    Последние новости